В 2016 году один из пользователей Twitter (сейчас — X) разразился гневным постом, в котором обрушился на поклонников «Гарри Поттера», регулярно сравнивающих события из реальной жизни с сюжетом книг про юного волшебника. «Прочитайте еще какую-нибудь книгу!», — потребовал автор поста, и эта фраза (Read another book) тут же превратилась в мем. При всей комичности ситуации она отражает реальный феномен того, как медиафраншизы проникают в социальную ткань общества и начинают оказывать на него влияние.
Американский философ Генри Дженкинс описывает медиафраншизы как набор произведений, будь то фильмы, сериалы, компьютерные игры, книги, описывающих единую вселенную, созданную одним или рядом авторов. Это явление не новое — взять хотя бы сагу «Звездные войны», стартовавшую в конце 1970-х и моментально породившую десятки сиквелов, приквелов и спин-оффов. Но настоящий прорыв случился в 2008 году, когда вышел фильм «Железный человек», давший начало киновселенной Marvel. Его создатели, во-первых, на долгие годы заразили мир супергеройской эстетикой, а во-вторых, дали новый масштаб самому понятию медиафраншизы.
Рассуждая о медиафраншизах, философ Александр Павлов отмечал их двойственный характер: во-первых, они направлены на максимизацию прибыли от использования одного сюжета или вымышленной вселенной. Но с другой стороны, в культурном плане франшизы создают «развивающиеся нарративы», рождающие тесные эмоциональные связи между аудиторией и продуктом. Таким образом, у любой медиафраншизы есть самый важный элемент и для того, чтобы заработать, и для того, чтобы лучше донести любую заложенную мораль — преданная, из года в год следящая за любимыми героями фанбаза.
При этом если события «Звездных войн» происходили в далекой-далекой галактике, то герои кинокомиксов — наши современники, живущие в том же мире, что и их зрители. Таким образом, абсолютно коммерческое и казалось бы развлекательное явление превращается в способ увлечь аудиторию разговором об актуальных проблемах.
Так, «Черная пантера» говорила об угнетении чернокожего населения, а «Тор: Рагнарек» через персонажей Валькирий рассуждал о роли женщин в современном обществе. А учитывая, что многочисленные медиавселенные основаны на повторяющихся сюжетных арках героев, это позволяет им говорить с публикой на универсальном языке, а публике — раз за разом лучше понимать вложенные в историю смыслы.
Появившись в американской культуре, феномен медиафраншиз прижился на национальных рынках по всему миру. Разбираем несколько важных российских медиатекстов.
Король и Шут — Панк-бомба / Драма, сказка, музыка, кино / Сказка о панке
В 2023 году культовая панк-группа родом из 1990-х «Король и Шут» пережила новую волну фанатского интереса после того, как на Кинопоиске вышел одноименный сериал. Повествование в нем двигалось в двух сюжетных линиях. Одна рассказывала историю группы и непростые взаимоотношения ее основателей Горшка и Князя. Во второй оба фронтмена оказывались в мрачноватой сказке, вдохновленной песнями группы, которые сами по себе — полноценная вселенная, населенная некромантами, оборотнями, безумцами, пытающимися поймать молнию, и королевами мух. А связующим звеном между реальностью и хоррором выступал персонаж Шута — темное альтер эго Горшка, сопровождавший его на протяжении всей карьеры вплоть до трагического финала.
В основу сериала легли многочисленные источники, включая интервью, книги и мемуары участников группы. А Князь не только получил в сериале камео, но и выступил фактически консультантом проекта, оценивая на каждом этапе достоверность истории и поведение героев. Сериал оказался успешным — его аудитория превысила миллион человек уже в первую неделю, а песни «Короля и Шута» прочно засели в зумерских плейлистах, увеличив фанбазу группы.
Как и положено успешной медиафраншизе, вселенная «Короля и Шута» не ограничилась рамками сериала. В крупнейших городах прошла одноименная симфоническая панк-сказка, а в Москве и Петербурге — выставки, посвященные истории «Короля и Шута» и панка в России. Новая волна популярности КиШа вызвала интерес к книге Андрея Князева с черновиками текстов песен. А для тех, кто хочет еще глубже погрузиться в историю легендарной группы, Кинопоиск и Букмейт выпустили специальный панк-зин — объемный сборник статей об истории «Короля и Шута» и создании сериала.
Майор Гром — Вселенная супергероев / Обычный супергерой из Санкт-Петербурга
Бытует мнение, что российские ландшафты — не лучшее место для супергероики. С этим можно поспорить. Архетипического супергероя, по мнению социолога НИУ ВШЭ Вадима Радаева, можно было разглядеть еще в образе Данилы Багрова. Сам фильм «Брат 2» Радаев назвал попыткой снять русский боевик в голливудском стиле и дать наш ответ глобальной киноиндустрии.
Еще дальше пошло издательство Bubble Comics, скрестив российские реалии с эстетикой комиксов в духе Marvel или DC. За 12 лет своего существования Bubble Comics выпустило несколько самобытных и связанных друг с другом серий комиксов, например, «Красную Фурию», «Бесобоя» и «Инока». Самым же популярным персонажем Bubble стал петербургский майор полиции Игорь Гром, неподкупный детектив с продвинутыми навыками кулачного боя.
В комиксах его ключевым антагонистом выступает серийный убийца Сергей Разумовский, скрывающийся под образом Чумного доктора и IT гения. Эта сюжетная арка стала основой вышедшего в 2021 году фильма «Майор Гром: Чумной Доктор».
Экранизация оказалась популярной: ее средняя зрительская оценка на Кинопоиске составляет 7,2, а майор Гром полюбился зрителям, далеким от комиксов. В мае в прокат вышел новый фильм «Майор Гром: Игра». Разобравшийся в первом фильме с чумным доктором Игорь Гром на этот раз сталкивается с неуловимым подрывником, организующим теракты в городе на Неве. Кино и книгами франшиза не ограничивается — недавно вышла книга «Майор Гром. Игра слов», описывающая события, произошедшие между двумя фильмами. Аудиоверсию для Букмейта озвучил актер Александр Сетейкин, сыгравший в экранизациях роль друга и напарника Грома Димы Дубина.
Франшиза породила и спин-оффы: недавно в Букмейте вышел роман «Фурия» от издательства Bubble. Это приквел серии комиксов о профессиональной воровке и спецагенте Красной Фурии — Нике Чайкиной, которая в детстве была найдена в корзинке около бродячего цирка и прошла обучение в могущественном криминальном синдикате. Известно, что Кинопоиск и Bubble Studios совсем скоро приступит к съемкам сериал о приключениях Ники.
Atomic Heart — предыстория для альтернативной истории / Игра. Книга. Роботы. / Советский игропром… И чтение
Вышедшая в начале 2023 года компьютерная игра Atomic Heart от российской студии Mundfish стала одним из главных событий мировой гейм-индустрии и была отмечена рядом международных премий. В том числе — за визуальный дизайн: настолько проработанным оказался мир этого ретрофутуристического шутера. Действие Atomic Heart разворачивается в альтернативном СССР 1950-х. Страна победившего коммунизма после Второй Мировой превратилась в мощнейшую державу на планете, где на службу человеку поставлены роботы. Но что-то идет не так, взбунтовавшиеся роботы уничтожают почти весь персонал ключевого советского научного центра «Предприятие 3826», и сражаться с ними приходится герою Второй Мировой войны Сергею Нечаеву.
Концепцию и сеттинг игры придумал Харальд Хофф — писатель, скрывающий свою личность и не появляющийся на публике. Он же написал и приквел «Atomic Heart. Предыстория «Предприятия 3826», существенно расширивший вселенную игры. Книга посвящена еще одному из ее героев — гениальному советскому ученому Дмитрию Сеченову, создавшему в 1936 году особое вещество — полимер, на основе которого появился первый в мире искусственный интеллект. Как рассказывал сам Хофф в интервью пользователям Кинопоиска, главной задачей книги было раскрыть подоплеку событий, приведших к столкновению человека и искусственного интеллекта, так, чтобы она захватила даже далеких от гейминга читателей. Судя по всему, задача выполнена — в первый месяц приквел Atomic Heart в «Букмейте» прочитали 70 000 подписчиков. Книга вошла в топ-5 самых популярных произведений 2023 года в Букмейте.
Этерна — Магия Нового времени
Выпустив в далеком 2004 году роман «Красное на красном» писательница Вера Камша положила начало циклу «Отблески Этерны», который задумывался как трилогия, но в итоге разросся больше, чем на полтора десятка книг. Новые романы продолжают выходить до сих пор: Кинопоиск снимает по мотивам «Этерны» сериал, а в Букмейте появляются книги с кинообложками.
Камша работает в жанре исторического фэнтези, вселенная «Этерны» напоминает Западную Европу Нового времени. И здесь сложно удержаться от сравнений с циклом «Песнь Льда и Пламени». Если Джордж Р. Р. Мартин черпал вдохновение в Средневековых хрониках, так и для героев Веры Камша можно отыскать вполне реальные исторические прототипы из XVI–XVII веков, например, Маргариту Валуа или кардинала Ришелье. И как и в Вестеросе, во вселенной «Этерны» важную роль играет магия. Действие цикла разворачивается на планете Кэртиана из вселенной Ожерелье. А давшая название циклу Этерна — это цитадель, из которой создавшие планету Стражи Заката когда-то держали отпор враждебным силам из параллельного измерения. Впрочем, Этерна давно разрушена, Стражи покинули мир, а Кэртиана постепенно сползает в хаос междоусобных войн и политических интриг.