Кто такой звукорежиссер? Музыканты играют, певцы поют. А звукорежиссер?..
…отвечает за звук любого произведения, которое вы слышите. Сначала все партии записываются, а затем звукорежиссер меняет громкость, тембр и так далее. На первый взгляд — работа техническая, но таким образом расставляются акценты, создается настроение. Любое искусство — это техника плюс эмоции. И звукорежиссер, безусловно, профессия творческая. Как и режиссер кино, он сначала разделяет материал на отдельные элементы, пазлы, а затем снова создает из них единое целое, но уже другое. Такой анализ и синтез.
Физик и лирик в одном лице?
Точно. Я учился в музыкальной школе по классу фортепиано и вместе с отцом с детства слушал все самое модное. А потом, где-то в 25 лет, работал на Омском нефтеперерабатывающем заводе в качестве оператора первичной установки АВТ-10 и параллельно пел в народном хоре. Однажды на гастролях мы пересеклись с Омской группой «Пятое измерение», играли они круто, но звукорежиссера им явно не хватало. Я вызвался помочь и после этого понял, что хочу сменить профессию. Так я ушел с прежнего места работы, где получал в те времена очень большую зарплату, которая была в восемь раз больше, чем у новоиспеченного звукорежиссера.
Узнав про это, папа не разговаривал со мной целых полгода! Он очень переживал, не понимая, что это за профессия. Так я начал карьеру звукорежиссера. Потом мне удалось поработать в Омском радиокомитете. Сначала просто помогал на записях Юрию Шабанову, который в дальнейшем стал моим учителем и наставником, участвовал в записях симфонических оркестров. А однажды удалось поработать с запрещенным тогда Александром Розенбаумом, который был на гастролях в Омске.
После этого организовал свою фирму — делал концертное оборудование. Причем такого качества, что именно его использовали в концертном зале Омской филармонии, куда с гастролями приезжали все знаменитости. Так я познакомился с Игорем Тальковым и Тамарой Гвердцители, которые предложили мне работать с ними, и продолжил свою карьеру звукорежиссера на более профессиональном уровне.
Именно на гастролях Тамары Гвердцители по США судьба свела меня с Мишелем Леграном — на мой взгляд, величайшим композитором. Тогда я впервые оказался в концертном зале «Карнеги-холл», где произошло несколько интересных моментов. Дело было так. Во время саундчека я настраивал оборудование под один из самых известных треков Дэвида Ли Рота, так как знал досконально, как он должен звучать, и в этот момент в зал зашел Мишель Легран. Он подошел ко мне и очень удивленно спросил: «Мы сегодня будем играть рок?» Я уверенно ответил: «Хорошо бы играть рок, но мы будем играть джаз».
Он с улыбкой ушел, а прямо перед началом выступления вернулся и сообщил мне неприятную новость: мой американский коллега, который должен был работать вместе со мной, попал в больницу с отравлением, концерт я буду вести один. Так как это был еще и первый концерт в туре, мне стало не по себе. Когда я стоял у пульта, у меня в буквальном смысле тряслись руки, я очень нервничал. После второй песни меня отпустило, но тут случилась очередная неожиданность. Для получения более качественного звука вдоль молоточков каждого из двух роялей были натянуты струны с пьезодатчиками.
Проконтролировать их установку было невозможно, так как никто, кроме техников Карнеги-холла, не имел права ни к чему прикасаться. Во время третьей песни струна пьезодатчика отклеилась и упала на первую октаву рояля Мишеля Леграна. Звук тут же изменился, стал как у клавесина. Маэстро не растерялся и стал играть соло в пределах этой октавы. Такой джаз со звуком клавесина. В этот момент я сильно пожалел, что не настоял на своем и не проверил надежность крепления пьезодатчиков.
После такого непростого международного дебюта было многое, мне приходилось бывать на гастролях в разных уголках мира. Объездил и США, и Канаду, всю Европу, был в Азии и на Ближнем Востоке, добрался даже до Австралии.
После такого профессионального пути место в жюри «Грэмми» кажется логичным. Но с другой стороны — почти чудом.
До 2022 года ни один звукорежиссер из России не становился членом академии «Грэмми» с правом решающего голоса. Так что можно представить мои эмоции, когда я получил официальное письмо с приглашением от академии: для любого музыканта и тем более звукорежиссера это высшая степень оценки творчества, признание его заслуг в музыкальном мире. «Грэмми» — это как «Оскар» в кинематографе. А для меня это еще и первый шаг к мечте стать обладателем самой премии.
Как происходит голосование?
У каждого члена жюри с правом решающего голоса есть личный аккаунт на сайте академии. Голосование проходит в два этапа. На первом этапе нужно прослушать более 500 композиций, и это только в одной номинации, а их было десять на выбор и четыре обязательных. Причем каждый может голосовать только в тех категориях, в которых он обладает профессиональными навыками и опытом. В результате формируется список номинантов в каждой категории. Второй этап голосования — это уже финальное голосование, в результате которого определяются победители премии «Грэмми».
Победители этого года были твоими фаворитами? Согласен ли ты с результатами?
В этом году моими главными фаворитами были американская певица и рэпер Lizzo и британская метал-рок-группа Architects. Lizzo выиграла в номинации «Лучшая запись года», что меня безумно порадовало. Ее альбом Special потрясающе круто звучит! В некоторых треках использованы модели звука середины 80-х и даже конца 70-х, при этом они очень самобытные и современные.
Группа Architects, к сожалению, не прошла после первого этапа голосования ни в одной из номинаций, хотя их альбом For Those That Wish to Exist at Abbey Road произвел на меня неизгладимое впечатление, в нем переплелось звучание тяжелого металла и симфонического оркестра. Я переслушал его, наверное, более пятидесяти раз в студии и на разных устройствах. И даже сделал свою версию мастеринга этого альбома. Поэтому был огорчен тем, что они не прошли в финал.
Гарри Стайлз в этом году выиграл «Альбом года» и «Лучший вокальный поп-альбом». Но я думаю, что в этих номинациях были более интересные альбомы и исполнители.
Когда ждать имя Олег Чечик в списке победителей премии? Что ты делаешь для этого?
Каждый день стараюсь учиться новым технологиям, осмыслять новые тенденции. Я постоянно совершенствую свою работу над музыкальными треками, привнося туда опыт и знания, которые были приобретены за всю карьеру.
Для того чтобы попасть в номинацию академии «Грэмми», нужно, чтобы совпало много факторов: произведение, исполнитель, аранжировка, сведение трека. И все они должны соединиться в гениальное целое, которое покорит сердца слушателей и жюри академии. Это происходит, когда люди стремятся выразить свои чувства в музыке искренне и честно. И как часто это бывает, такие музыканты объединяются с другими мастерами и выпускают в свет хиты. Так что время покажет, как скоро эти составляющие успеха совпадут и мне посчастливится попасть в такую крутую команду.