Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Новый закон грозит ростом цен на Wildberries, «Озоне» и на такси, считает ФАС

Служба нашла десятки изъянов в новом законе о работе сервисов такси, доставки еды, маркетплейсов, отелей и прочих подобных организаций. Что ждет рынок и потребителей?

2 октября 2024Обсудить
Новый закон грозит ростом цен на Wildberries, «Озоне» и на такси, считает ФАС
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Государство пытается отрегулировать так называемую платформенную экономику — это новая парадигма социально-экономического развития, напрямую связанная с распространением цифровых платформ и экосистем. Они, как говорится в исследовании ВШЭ, становятся драйверами инновационной активности, качественных преобразований социальной сферы, ключевым фактором успеха предпринимательской деятельности и конкуренции между компаниями за потребителей и поставщиков продукции и услуг.

Среди основных на российском рынке — Wildberries, «Авито», Ozon, «AliExpress Россия», «Сбер», «СберМаркет», ВТБ, «Тинькофф», «Яндекс», VK, Лаборатория Касперского, «1С», ЦФТ, HeadHunter. В 2021 году суммарный торговый оборот крупнейших российских маркетплейсов и агрегаторов — «Яндекса», Wildberries, Ozon, «AliExpress Россия» и «СберМаркета» — достиг 2,5  трлн руб. Их конек — «динамичность, адаптивность, разнообразие сервисов, гибкость и вариативность форм взаимоотношений между сторонами, удобство для пользователя, который может комфортнее решать задачи в той или иной жизненной ситуации».

По оценкам ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, в среднем за год численность платформенных работников (работающих через платформы, с использованием сайтов и приложений для поиска клиентов и выполнения заказов) составила 3,5 млн человек, или 4,9% всех занятых в стране.

Среди проблем специалисты выделяют отток ИТ-специалистов, ограничение доступа к технологиям и капиталу, сокращение ассортимента импортных товаров на маркетплейсах, снижение покупательной способности граждан и др. Высокие риски связаны еще и с тем, что цифровые экосистемы функционируют преимущественно в мобильной среде, которая зачастую контролируется странами, участвующими в антироссийских санкциях.

Что происходит?

В этих условиях ФАС нашла более 40 замечаний к законопроекту Минэкономразвития «О платформенной экономике в Российской Федерации», они могут привести к навязыванию цифровыми платформами невыгодных условий для контрагентов, невозможности пассажиров «надлежащим образом пользоваться услугами такси», а также к ограничению конкуренции на рынке розничной торговли.

Замечания так или иначе касаются юридической казуистики. Например, в случае с «Авито» сервис «не всегда подразумевает перевод средств оператору платформы для оплаты услуг», что «может привести к переходу… цифровых платформ на бизнес-модель агрегатора объявлений». Проще говоря, чтобы избежать подпадания под регулирование».

Еще документ вводит понятие «крупная посредническая платформа», к ней будут применяться дополнительные требования по сравнению с обычными платформами. Предполагается, что критерием отнесения к крупной станет ежедневное количество пользователей, но точный — установит правительство. Такой критерий может привести к «ежесуточному изменению статуса» платформы, а также к правовым коллизиям в суде, так как он пересекается по смыслу с критерием доминирования, изложенным в законе «О защите конкуренции», полагают в ФАС.

Дискриминация

Есть у ФАС и претензии к поисковой выдаче внутри сервисов: приоритет в ней получают продавцы, которые заплатили за это или получили эту возможность бонусом. По мнению ФАС, формирование поисковой выдачи должно осуществляться на основе «объективных критериев». Каких — не очень пока понятно.

Что там у такси?

Платформы такси могут безнаказанно отказываться от выполнения поступивших заказов, говорит ФАС. Претензии службы могут привести к «значительному изменению» бизнес-модели агрегаторами такси, которые используют рейтинговую систему для партнеров, в том числе учитывающую отказы от поездок».

Изменения закона «необходимы для того, чтобы перевозчики не отказывались от тех поездок, которые, на их субъективный взгляд, являются невыгодными. В ином случае может возникнуть ситуация, когда пассажиры не смогут надлежащим образом пользоваться услугами такси, поскольку многие перевозчики не будут принимать их заказы, что может привести к негативным последствиям как для рынка, так и для потребителей», — констатируется в отзыве ФАС.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения