1
The Cure — необычайно литературный по меркам рок-н-ролла коллектив, постоянно использующий в своих песнях цитаты, мотивы и образы из всевозможных книг.
Песню Killing an Arab Роберт Смит написал в школьные годы, прочитав «Постороннего» Альбера Камю. Charlotte Sometimes базируется на повести Пенелопы Фармер. How Beautiful You Are — пересказ поэмы Шарля Бодлера. A Letter to Elise вдохновлена произведениями Кафки.
2
Русские рокеры 80-х копировали The Cure изо всех сил — все, от «Алисы» до «Кино», про «Агату Кристи» мы и вовсе молчим. Это касалось и саунда, и текстов, и имиджа.
В некоторых случаях копировались и сами песни, иногда тайком, иногда без утайки, как это делал Кинчев в композиции «Театр теней», за основу которой взята Kyoto Song 1985 года.
3
Но кто же повлиял на самих The Cure? В раннем туре 1979 года The Cure разогревали публику перед постпанковой бандой Siouxsie And The Banshees с готичной Сьюзи во главе. Роберт даже исполнял в той группе роль временного гитариста. Именно та встреча сделала The Cure такими, какими мы их знаем.
«Siouxsie And The Banshees радикально отличались от того, что делали мы с The Cure, — говорит Смит. — До них мы хотели стать чем-то вроде Buzzcocks или Элвиса Костелло, то есть панковыми битлами. Но стоило мне побывать одним из баншей, как я радикально изменил свое отношение к тому, чем занимаюсь!»
4
Работоспособность группы, и Смита в частности, впечатляет, особенно если вспомнить, что кроме альбомов группа клепала бесконечные неальбомные синглы (их собрали потом в один четырехдисковый сет Join the Dots). Но в девяностые годы Роберта Смита уже столь утомили бесконечные концерты, что он наврал менеджменту, будто у него развилась аэрофобия.
В итоге гастрольные планы обрезали, а два американских турне группа The Cure провела на борту круизного лайнера.
5
Рекорд-лейбл Elektra, который занимался пластинками The Cure на территории США, прямо заявил группе, что ее альбом Disintegration обречен на провал и его выпуск станет настоящим коммерческим самоубийством.
Что поразительно, именно указанная пластинка стала в США колоссальным хитом: было продано 2 миллиона 700 тысяч копий. И в Америке группа перешла в категорию стадионных групп.
6
Раз уж речь пошла о пластинке Disintegration, вспомним ее хит — композицию Lullaby («Колыбельная»). Роберт Смит признался в интервью, что его вдохновили воспоминания о тех песнях, которые в детстве ему пел на ночь отец. «Отец все время придумывал какую-нибудь скверную концовку. Что-нибудь вроде «Спи, милый малыш, усни, а то потом не проснешься никогда!»
7
Однажды по очень большой пьянке Роберт Смит поспорил с другом, что сможет обойти весь отель кругом, прыгая с балкона на балкон. Как ни странно, все получилось и заняло примерно час. Смит слегка жалеет о той выходке, говоря, что это была глупость в худших традициях Бивиса и Баттхэда.
8
Первый альбом, который дался группе по-настоящему тяжело, — Pornography (1982). Вся группа плотно злоупотребляла. Роберт Смит говорит, что в тот момент ему было настолько дурно, что он понял: у него лишь два выхода — или покончить с собой или же вытащить все кошмары из себя наружу и превратить в песни. «В тот момент я потерял всех, с кем дружил, без исключений. Я был неприятен, ужасен и полностью зациклен на себе самом».
9
Во время записи Disintegration Роберт тоже испытывал не самые веселые ощущения, был подавлен мрачными мыслями. Его состояние только ухудшилось, когда пришла новость о том, что двое тинейджеров из соседнего города покончили с собой, слушая записи The Cure. Группа сохранила вырезку из газеты, ее пришпилили к стене студии на все то время, пока записывалась пластинка.
10
Роберт Смит сам озвучивал своего персонажа в мультфильме «Южный парк», куда его позвал большой фанат The Cure Трей Паркер. Смит появляется в очень запоминающемся эпизоде, где The Cure героически дают отпор гигантской механической Барбаре Стрейзанд (сезон 1, эпизод 12). В финале серии Кайл произносит, что Disintegration — лучшая пластинка всех времен.
11
После записи крайне невеселого альбома Pornography группа отправилась в турне, используя новую форму макияжа — красную тушь под глазами. На сцене от жара софитов мейкап начинал стекать вниз, и зрителям казалось, будто группа плачет кровью.
12
В начале девяностых The Cure стали даже слишком популярными, по мнению Смита. К примеру, на стадионное шоу в Нью-Йорке были проданы 44 тысячи билетов, причем 30 тысяч куплены в первый же день. В итоге Смит стал ненавидеть свои самые раскрученные хиты: «На долгое время я невзлюбил некоторые песни за то, что они сделали меня популярным. Friday I'm In Love — самый яркий пример».
13
На один из концертов The Cure в Аргентине организаторы исхитрились продать 110 тысяч билетов, хотя стадион вмещал лишь 60 тысяч. Как следствие, начались бунты и беспорядки, в ходе которых был убит продавец хот-догов.
«Это было некрасиво. И то был единственный раз, когда мы всей группой реально были напуганы. Нас ведь заперли в подвальном помещении, и мы чувствовали запах дыма, слышали вой сирен и реально гадали, выйдем ли мы отсюда живыми», — вспоминал Смит.
14
В какой-то момент на Роберта Смита снизошло откровение, и он вдруг решил, что в огромной дискографии The Cure некоторые пластинки существуют не просто так, сами по себе, а составляют единую сущность.
Такой сущностью он объявил трилогию из альбомов Pornogrpahy, Disintegration и — неожиданно — Bloodflowers. В 2002 году команда даже организовала несколько выступлений, на которых от начала до конца отыграла содержимое всех трех пластинок. Вышло и соответствующее живое видео The Cure: Trilogy.
15
Точно известны те три песни, которые The Cure наиболее часто отыгрывали на концертах. По состоянию на 2016 год — Forest (1016 раз), Boys Don't Cry (859) и In Between Days (776). Но некоторые вещи на концерте играли всего лишь один раз — это A Thousand Hours (с альбома Kiss Me, Kiss Me, Kiss Me) и Just Say Yes (записанная для альбома Greatest Hits 2001 года).
Впрочем, некоторые вещи вообще никто живьем не слышал ни разу. В мае 2016 года на шоу в Новом Орлеане были сыграны две совершенно новые вещи, что вселяет оптимизм и веру в будущее группы.