Удивительная особенность этого бессмертного творения Сьюзан Вега заключается в том, что с первого взгляда она кажется вообще бестекстовой. Однако несложный ее припевчик, знакомый тебе с детства – всего лишь вершина айсберга. А того, что поется в куплетах, вполне может хватить на полноценный артхаусный фильм. Хотя послевкусие обыденности все равно остается.
УтроЯ сижу в закусочнойНа углуЖдуУ кассы,Пока барменНальет мне кофеОн наливает,Но всего полчашкиЯ не успеваюВозразитьОн смотритКуда-то мимо меняКто-то входит Вроде бы, на пустом месте возникает почти детективная завязка сюжета: что увидел бармен за окном? Почему он налил всего полчашки? Ответы на эти вопросы должны появиться в следующих куплетах. И они появляются. Но понятнее песню не делают.
«Приятно сноваТебя повидать»ГоворитБарменЖенщине,Которая входитОтряхнувСвой зонтЯ отворачиваюсьПока ониОбмениваютсяПоцелуями Пока еще не поворот – просто закручивание интриги, которой на самом деле не будет, потому что она останется далеко за кадром. Уже к этому моменту становится ясно, что перед нами поток сознания: нанизывание наблюдений без всякой попытки обобщений и выводов. Бармен увидел знакомую, он на нее посмотрел, он ее поприветствовал, он ее поцеловал… И это текст? Мумий Тролль и Виа Гра на этом фоне – Толстой и Дарья Донцова.
И делаю вид,Что не обращаю на них вниманияА простоНаливаю себе Молока Это крайне важное замечание, без которого все спетое лишается смысла, ага.
Открываю газету –Там историяОдного актераКоторый умерПотому что много пилИ это был человек,О котором я слышала Приятно иметь в знакомых известного актера, о котором пишут в городских газетах. Но неприятно узнавать, что кто-то из твоих знакомых находит свою смерть на дне стакана. Казалось бы, самое время извлечь мораль: пить – плохо. Но даже тут Сьюзан ни капельки не рефлексирует, и похоже, тебе тоже не следует…
ДолистываюДо гороскопаТам всегда есть над чемПосмеяться …потому что гороскоп на выходе вызывает у нее больше эмоций, чем смерть знакомого.
И вдруг чувствуюНа себе чей-то взглядИ Поднимаю головуТам женщинаПо ту сторону окнаСмотрит внутрьОна меня видит?НетОна меня не видитПотому что она смотритНа свое отражениеЯ стараюсь не замечать,Что онаПодтягивает юбкуИ пока онаРасправляет чулкиЕе прическаПромокает Вот такие дела. Певица смотрит на женщину, женщина смотрит на певицу, певица женщину видит, а женщина певицу – нет. Затейливый клубок, игра слов и тени. Простой, почти примитивный текст, из которого, тем не менее, потихоньку вырастает условный большой город, с дождем, свиданиями и утренним кофе.
ДождьВсе идет и идетЦелое утроИ я слышуЗвон колоколовИ вспоминаюТвой голосИ тотПолуночный пикникОднаждыПеред самым дождем Прежде, чем добраться до главного – то есть, спеть нам о своем возлюбленном (а ты думал!), Сьюзан Вега долго бродила вокруг да около. Но теперь-то все поняли, что поцелуи чужих людей действовали на нее удручающе: парень ее то ли бросил, то ли его просто сейчас нет рядом.
А тут еще на работу ехать. Я допиваю кофе…Неплохо бы не опоздать на электричку Ну и скажи, мог ли ты себе такое представить, подпевая в юности этому «ту-ру-ту-туруру»? Да эта песня казалась энциклопедией жизни почище «Онегина»! А на выходе… Мда.