Перед тобой третий выпуск под рубрикой «Чего бы такого послушать». Первые были посвящены группам Pink Floyd и Nirvana.
Пролог
Некоторые считают, будто Radiohead — скорее социально-временной феномен, чем музыкальный. Огромная доля поклонников Тома Йорка слушает его не столько потому, что были рождены любить подобную музыку, сколько просто оказались в нужный момент в нужном месте.
Подобное утверждение, конечно, можно при желании натянуть практически на любую популярную группу, как сову на глобус, но в случае с Radiohead все эти психологические, имиджевые, социальные связи действительно скрепили группу с фэнами куда сильнее, чем это бывает обычно. Возьмем, к примеру The Beatles. Да, кто-то на них рос, кто-то не мог никуда спрятаться от их музыки, грохотавшей из всех радиоприемников и магнитофонов, кто-то начал их слушать под давлением подруги и наркотиков. Всякое бывало. Но все-таки в основе популярности The Beatles были шлягеры, шлягеры и еще больше шлягеров — их можно напеть, настучать, насвистеть, набормотать. Radiohead же выдает на-гора куда более сложные для восприятия музыкальные структуры, и, по большому счету, со времен альбомов The Bends и OK Computer (то есть более двадцати лет!) у них не было ни одного настоящего хита. Что, однако, не мешает им отлично продавать пластинки и не терять статус лидирующего рок-бэнда современности для любителей умной и безутешной музыки.
По этой причине поиск какого-то заменителя или дополнителя к Radiohead — задача с подвохом, ибо чисто звуковым сходством здесь не отделаться. Да и не всегда оно нужно, наверное.
Далекие предки
За первоисточником мудреностей, скорби и психоделических вибраций бегать далеко не придется, ибо все было еще изобретено задолго до нас. На рубеже шестидесятых и семидесятых годов первопроходцы прог-рока, спейс-рока, кентерберийской школы и краут-рока порой были очень близки к тому, что Radiohead донес до слушателей уже в девяностые. Другое дело, что команд такого рода там был легион, а нам подходят лишь немногие из них.
Обязательно вспоминается Pink Floyd своей андеграундной эпохи, то есть до «Луны». Первопроходцы психоделической электроники Silver Apples из Нью-Йорка. И, конечно, многочисленные, невероятно загружающие мозг немцы во главе с Can. И может, это покажется слегка неожиданным, но еще и некоторые фолковые и психофолковые авторы, благо многие из них уже тогда были печальнее некуда.
Недалекие предки
На самом деле Том Йорк никогда не скрывал, кто сильнее всего повлиял на творчество Radiohead, причем не сквозь многие года и сотню посредников, а непосредственно и сразу. Например, Pixies — группа, которая впечатлила Йорка тем фактом, что «звучала очень по-взрослому с самого начала». Еще Джефф Бакли, побывав на концерте которого Том принял решение изменить звучание Radiohead и внес кардинальные перемены в еще не законченный альбом The Bends.
Будет не лишним упомянуть эмбиентного экспериментатора Aphex Twin, мотивы которого объявились уже в более поздней версии Radiohead. В таком же контексте на ум приходят и другие культовые электронщики Autechre. И, конечно, My Bloody Valentine, ибо эхо их альбома Loveless слышится в каждой второй британской пластинке девяностых, и Radiohead здесь совсем не исключение.
- Talk Talk — I Believe in You (1988) слушать
- Pixies — Hey (1990) слушать
- R.E.M. — Talk About the Passion (1983) слушать
- Jeff Buckley — Grace (1994) слушать
- My Bloody Valentine — Only Shallow (1991) слушать
- Jane's Addiction — Classic Girl (1990) слушать
- Autechre — Nil (1995) слушать
- Aphex Twin — 4 (1996) слушать
Далекие и близкие
Но пора распрощаться с предтечами и уже рассматривать ту музыку, которая объявилась после Radiohead, рядом с Radiohead, благодаря Radiohead и даже вопреки. И мы постараемся выйти за пределы владений Капитана Очевидности, где бродят всякие Coldplay, Keane и соратники по брит-попу.
В числе солидных артистов-экспериментаторов, а не плодильщиков поп-шлягеров особенно стоит обратить внимание на лидеров современного прог-рока Porcupine Tree, а может, даже на сольники их лидера Стивена Уилсона, так как его деятельность очень наглядно демонстрирует, как бы выглядели Radiohead во вселенной Pink Floyd. Позднего Дэвида Боуи мы, конечно, не имеем права замалчивать: он, в принципе, последние лет двадцать своей деятельности крепко держал руку на пульсе Radiohead. Позднего Скотта Уокера тоже к месту будет вспомнить, Йорк был бы польщен этим сравнением.
- Coldplay — Don't Panic (2000) слушать
- Keane — Somewhere Only We Know (2004) слушать
- Muse — Muscle Museum (1999) слушать
- David Bowie — Blackstar (2016) слушать
- Scott Walker — Cossacks Are (2006) слушать
- Travis — Sing (2001) слушать
- Beck — Lost Cause (2002) слушать
- Bjork — Joga (2001) слушать
- Mercury Rev — Holes (1998) слушать
- Elliott Smith — Between the Bars (1995) слушать
- Neutral Milk Hotel — In the Aeroplane Over the Sea (1998) слушать
- Pulp — This is Hardcore (1998) слушать
- Placebo — Meds (2006) слушать
- Steven Wilson — Remainder the Black Dog (2011) слушать
- Mogwai — Hunted by a Freak (2003) слушать
- Sigur Ros — Olsen Olsen (1999) слушать