Сразу, без предисловия, надобно признать: Metallica восстанавливается после тяжелой продолжительной болезни, и восстанавливается успешно. Если говорить о последних альбомах, то каждый из них, включая «Hardwired... to Self-Destruct», получался чуть лучше предыдущего. Чуть бодрее, чуть музыкальнее, чуть ближе к тому, что мы с детства привыкли звать милой «Металликой». Однако же пластинки становятся лучше именно на чуть-чуть, а выходят-то раз в сто лет! Такими темпами мы точно не дождемся, когда Metallica окончательно выздоровеет — уж либо она помрет, либо мы.
Есть мнение, и небезосновательное, что болезнью группы Metallica является банальная трезвость. В глубокий творческий ступор команда впала в тот самый момент, когда ее лидер задумался о бренности тела, завязал с алкоголизмом и стал славным парнем. Последние лет двадцать Metallica — подтянутая спортивная команда бегунов по сцене, умеющая отыграть без сучка и задоринки все, что угодно, и так же без сучка и задоринки сочинять непонятно что. Последним адовым рок-н-ролльным приключением группы была потеря айфона гитаристом Кирком Хэмметтом вместе со всеми его творческими наработками (это, кстати, причина, почему в новом альбоме нет ни одной песни с его авторством). Это было круто! Можешь себе представить, как отжигает в студии такая метал-группа? Вот и мы — нет.
Правда, сие вовсе не означает, что, если вся Metallica в полном составе уйдет в жесточайший запой, подсядет на тяжеленные наркотики, а Ларс Ульрих задушит жену, тотчас ниоткуда возникнет самый гениальный рок-альбом нового тысячелетия. Потому мы и не призываем.
И все-таки хочется спросить мужиков: вы чего такие неубедительные, когда трезвые? Там же на каждой секунде записи слышится отчетливое: «Нас давно ничто не беспокоит, и, если ты, любимый слушатель, хочешь качаться с нами на одной волне, мы дадим телефон нашего психоаналитика».
Это тебе не Джек Уайт, который каждый божий день таскает с собой блокнотик, куда аккуратно записывает все плохое, негативное и противное, что с ним приключилось. Чтобы потом все это накопилось и из Джека попер отличный блюз, а не то, что сочиняют те унылые козлы, у которых нет блокнотика.
Помнится, в советские времена у жюри конкурса классической музыки имени П.И. Чайковского журналисты поинтересовались: «А почему вы столь редко награждаете японских музыкантов? Они же настоящие виртуозы с малых лет!» Члены жюри откровенно отвечали: «Уж что-что, а играют японцы феноменально, может, даже лучше остальных. Но они какие-то механические, не вкладывают в музыку ни крупицы душевности». Вот и Metallica на конкурсе Чайковского точно уже никогда возьмет своего «Оскара»!
Самое обидное, что поначалу обещалось нечто куда более искрометное. Пилотный сингл «Lords of Summer», явившийся за пару лет до альбома, возбудил и породил изрядный ворох увлекательных дискуссий. На «Hardwired... to Self-Destruct», кстати, формально данная вещь не попала, она имеется лишь на третьем делюксовом диске в пастеризованной, стерилизованной версии (что обидно особенно). Следующие синглы «Hardwired» и «Atlas, Rise!» были тоже не лыком шиты, но теперь-то нам уже понятно, что они явили собой лучшее с новой пластинки.
Значит ли это, что совсем беда? Нет, это крепкий и бодрый трэш-метал-альбом. Как мы уже писали в начале — группа потихоньку восстанавливается. Да и звучит все понаписанное почти как «Черный альбом», вернее — бисайды «Черного альбома». Особенно становится страшно от крамольной мысли, будто главный враг современной «Металлики» — сама «Металлика». То и дело в «Hardwired... to Self-Destruct» попадаются вещицы, которые несложно мысленно представить с чужим вокалом и гитарами, после чего понимаешь, что без «Металлики» эти песни слушались бы занимательнее.
Если бы где-нибудь в Лас-Вегасе проводился великий всемирный конкурс на самый необязательный альбом года, Metallica имела бы все шансы отхватить главный приз 2016 года. Она не смогла записать слабый альбом, но необязательный у нее вышел совершенно просто и естественно.
В расширенной версии «Hardwired... to Self-Destruct» состоит из трех дисков: на первых двух раскиданы 12 песен из основной программы, на третьем диске охапка концертных треков (это неинтересно) и четыре студийные песни, из которых три — перепевки (это уже интересно).
Диск 1
1. Hardwired. 2. Atlas, Rise! 3. Now That We're Dead. 4. Moth Into Flame. 5. Dream No More. 6. Halo on Fire.
Диск 2
1. Confusion. 2. ManUNkind. 3. Here Comes Revenge. 4. Am I Savage? 5. Murder One. 6. Spit Out the Bone.
Бонусный диск 3
1. Lords of Summer. 2. Ronnie Rising Medley: A Light in the Black, Tarot Woman, Stargazer, Kill the King (кавер-версии песен Rainbow). 3. When a Blind Man Cries (кавер-версия редкой песни Deep Purple). 4. Remember Tomorrow (кавер-версия песни Iron Maiden). 5. Helpless (live). 6. Hit the Lights (live). 7. The Four Horsemen (live). 8. Ride the Lightning (live). 9. Fade to Black (live). 10. Jump in the Fire (live). 11. For Whom the Bell Tolls (live). 12. Creeping Death (live). 13. Metal Militia (live). 14. Hardwired (live).