Написание песен про окончательный конец всегда было особенным видом искусства в поп- и рок-культуре. Само собой, что проще всего давались прямолинейные и доходчивые номера про термоядерное уничтожение. А также традиционно доминировали куплеты по библейским апокалиптическим мотивам — людям нравится такое. Только вот с годами искусство петь про конец света у музыкантов-поэтов все более превращалось в отпевание какой-то своей внутренней, сугубо личной смерти, которая проецируется на весь мир. Возможно, что начало этому положили The Doors со своим «Концом».
Давай рассмотрим разные виды концов света на конкретных примерах.
Джонни Кэш послужит презамечательнейшим образцом крепкого библейского слова о конце света. В его знаменитой песне «When the Man Comes Around» ты услышишь:
Есть человек со многими именами,
Ему дано решать, кто будет проклят или спасен.
Каждому грядет свой рок,
И возникнет лестница златая,
Когда грянет человек.
В общем, даже если не понятно, о чем это, понятно, что в финале все умрут.
Леонард Коэн тоже безжалостен к людям в своей пострелигиозной поэзии в песне «Everybody Knows»:
И каждому ведомо, что Чума грядет.
Каждому ведомо, что она стремительна.
Каждому ведомо, что обнаженный мужчина с женщиной
Лишь артефакт из прошлого.
Да, все непонятно. То ли дело середина 80-х, когда чуть ли не каждая вторая песня повествовала о ядерной войне. Самым занятным апокалиптическим шлягером в мире тогда стала песня немецкой певицы Nena «99 Luftballons», где описывалась история о том, как радостный праздничный запуск воздушных шариков вызвал ядерную тревогу и уничтожил планету.
В итоге никто не победил.
Не стало военных министров
И пилотов реактивных самолётов тоже.
Сегодня я наворачиваю круги
И смотрю на руины мира.
Я нашла воздушный шарик.
Думаю о тебе и отпускаю его.
Прелюбопытнейшим образом разбираются с апокалипсисом артисты танцевальных жанров. Группа Alphaville в древнем своем хите «Forever Young» описывает то, как молодежь во время танцев не может выбросить конец света у себя из головы:
Давайте танцевать, пока модно, давайте танцевать, пока можно.
Небеса подождут, нам остается только на них смотреть,
Надеясь на лучшее, но ожидая худшее.
Вы собираетесь бросать бомбу, или нет?
Почти о том же был другой популярнейший синти-поповый хит 80-х — «Dancing With Tears in My Eyes» группы Ultravox. Человек танцует, понимая, что это его последний танец, так как далее не будет ничего — ни танцев, ни любви, ни жизни.
Современные музыканты на эту тему высказываются более витиевато. Ровно на старте миллениума группа Radiohead записала песню «Idioteque», в которой Том Йорк пытается взывать скорее к эмоциям, чем к разуму:
Кто в бункере?
Кто в бункере?
Сперва женщины и дети
Дети еще первее,
И дети.
Ледовый век грядет,
Ледовый век грядет.
Подбросьте его в огонь!
Хотя проще всего, конечно, всегда было металлистам и хардрокерам. Они без свистоплясок и оговорок напрямую оперируют требуемой терминологией: смерть, чума, геноцид, армагеддон, эпидемия, кары, гори все огнем. Как у Metallica в «Blackened»:
Смерть матушки Земли
Без перерождения.
Конец эволюции.
Никогда уже не поправить, никогда.
Ну что ж. До конца света ты не успеешь послушать все песни про конец света. А на лучшие из них времени хватит, потому что мы собрали их для тебя. В двух разных форматах — как плей-лист «Яндекс.Музыки» и как плей-лист «Ютьюба».