Шоу-бизнес в странах буржуазии всегда имел одну приоритетную цель — раскрутить и продать хит.
Раскрутить и продать альбом было не столь важным делом, потому что, если в альбоме есть пара-тройка уже раскрученных хитов, он будет легко продаваться (в этом правиле бывали исключения, однако они не делали погоды).
Собственно, эта стратегия работает и по сей день. Только в эпоху Интернета песню, которая должна стать хитом, не надо тиражировать на пластинке. Кому надо, тот себе ее просто скачает.
До Интернета шлягер печатали на маленькой 7-дюймовой (гораздо реже — 12-дюймовой пластинке), которая звалась синглом. Или на коротком компакт-диске. Эти пластинки рассылались сперва на радиостанции, затем в магазины. Их же использовали в музыкальных автоматах, которые стояли в каждом втором баре или торговом центре.
Оставался важный вопрос: а что тогда поместить на вторую сторону пластинки? Не пропадать же месту впустую?
И вот тут акулы шоу-бизнеса, продюсеры и артисты начинали мозговой штурм с целью принять верное решение. Иногда это было важно, а иногда — нет.
Дело в том, что диджеи на радио в большинстве своем раскручивали только те песни, которые размещались на первой стороне сингла (A-side). Вторая сторона сингла (B-side) интересовала мало кого. Не то что диджеи, даже многие покупатели не заводили вторую сторону, так как совершали покупку ради одного хита.
Поэтому на вторую сторону ставили на усмотрение из списка:
проходную песню;
концертную запись;
проходную кавер-версию;
инструментальный вариант песни с первой стороны (для караоке);
ремикс.
Хотя уверенные в себе артисты могли позволить себе шикануть и выпустить так называемый двойной А-сингл. То есть пластиночку, у которой обе стороны считались «первыми» и обе песни рассматривались как хиты. The Beatles так часто делали.
К примеру, сингл «Strawberry Fields Forever» / «Penny Lane» — двойной «а». В то же время сингл «Paperback Writer» был самым обычным а-сайдом, его би-сайдом поставили песню «Rain» (очень похожую на творчество группы Oasis, кстати).
Алла Пугачева, «Возвращение» — би-сайд сингла «Миллион роз»
В СССР культура синглов практически отсутствовала. На маленьких семидюймовых пластиночках обычно лепили по четыре песни сразу, чисто экономии ради. Их у нас называли не синглами, а миньонами.
Хотя, например, Алла Пугачева старалась делать все по правилам. Как в случае с песней «Миллион роз», которая была выпущена в 1982 году синглом. Би-сайдом же была композиция «Возвращение», которая тоже стала в народе хитом, хотя и не столь масштабным.
Да, би-сайд порой внезапно становился хитом. Мало того, науке известны случаи, когда диджеи вдруг раскручивали вторую сторону сингла вместо первой, тем самым исправляя ошибку маркетологов из звукозаписывающей компании. Самые знаменитые примеры — песня «Rock Around the Clock» Билла Хейли, «Hound Dog» Элвиса Пресли, «I Am the Walrus» The Beatles, «Unchained Melody» Righteous Brothers.
Многие артисты столь серьезно относились к наполнению би-сайдов, что по итогам карьеры собирались громадные сборники этих второстепенных песен, и такие сборники могли оказаться чудесными. Наиболее наглядный пример — четверной (!) компакт-диск группы The Cure «Join the Dots: B‑Sides and Rarities, 1978–2001».
Тем не менее и по сей день многие виниловые би-сайды не изданы в цифровом виде. Или изданы, но слегка в иных версиях.
Что ж, на этом наш краткий ликбез подходит к завершению. А теперь мы даем тебе шанс прокачать интуицию и знания. Редакционный музыковед MAXIM составил для тебя тест про самые знаменитые синглы в истории. Тебе предлагается угадать, что было на обратной стороне хита.