В психиатрии ведь как — кто
первым халат надел, тот и доктор.
Смешной и правдивый анекдот
Традиционная и скучная школа рецензирования требует от автора в начале писать, кто снял фильм, с кем в ролях да по чьей истории. Напомнить, чем те авторы и актеры занимались раньше. Слава богу, сейчас нам это не потребуется от слова «совсем». Почти все, кто рожал «Амбивалетность», люди хоть и взрослые, однако новые для большого экрана. Да-да, ты не ослышался: нам попался фильм, в котором нет ни Петрова, ни Козловского. Сегодня это уже повод поставить ленте маленький плюсик.
Можно начать с того, что разъяснить смысл слова «амбивалетность» для забывчивых. Это психиатрический термин, означающий противоречивое отношение индивидуума к чему бы то ни было. Допустим, по понедельникам пациент любит стихи Пушкина, а по вторникам пациента от Пушкина тошнит. А может, и вовсе любит и тошнит одновременно. Это, конечно, еще не болезнь, но шизоидный признак. Впрочем, различные психиатры расценивают данный симптом по-своему.
В центре сюжета — два наших молодых соотечественника, которые учатся на психиатров, посещают лекции и изучают пациентов как в естественной среде обитания (в психобольницах) так и в противоестественной. Свободное от психиатрии время они посвящают своей андеграундной рок-группе, играющей что-то шумное вроде постхардкора. А также пьянствуют, веселятся, совокупляются — в общем, можешь сам добавить в список любые свои развлечения и наверняка попадешь в цель.
Сперва может померещиться, что это все та же «Аритмия», но про психиатрию, однако очень быстро сюжет приобретает... сюжет. И это уже не производственное кино о молодых влюбленных докторах, а драма о любовном треугольнике. Один из парней застрял в лифте с матерью друга, помог ей справиться с панической атакой, а затем сымпровизировал секс на скорую руку. После приятного инцидента друг втайне от друга начинает встречаться с его матерью.
Мало того, что это само по себе нездоровое любовное приключение, так и второй будущий психиатр ведет себя не совсем адекватно. Что и следовало доказать.
Авторы и прокатчики позиционируют свою «Амбивалентность» как триллер, однако это скорее драма, которая развивается по законам триллера. Поэтому как детективная история этот фильм не особенно строится, а вот как картина про девиантную российскую молодежь — очень даже.
Из-за этого весь просмотр тебя не покидает ощущение, будто ты смотришь перестроечный фильм конца 80-х. Что-то из плеяды «Авария — дочь мента» — «Асса» — «Трагедия в стиле рок» — «Такси-блюз» и далее по списку. Про тусовщиков, которые слушают громкую музыку, работают в странной профессии и заводят роман с теми, с кем не следует.
К середине фильма сомнения перерастают в уверенность, когда вдруг герои начинают крутить старые пластинки.
А уже к концу фильма к тебе прилипает ощущение, что такие сюжеты в 2019-м снова к месту. Можно, конечно, посетовать, что за тридцать лет российское кино вернулось туда, где оно начиналось. Однако это не кино вернулось, это нас всех назад отшвырнуло.
Вердикт: в целом нам повезло. Это не скучный жанровый фильм о том, до чего доводит баловство с неадекватностью, когда рядом нет надежного психиатра. То есть о сапожниках без сапог.
Режиссер: Антон Бильжо. В главных ролях: Данил Стеклов, Егор Морозов, Ольга Цирсен, Валентина Куваева, Валентин Самохин. В российском прокате с 28 марта 2019 года.