Порочный гений, классик французской и мировой литературы, один из величайших поэтов XIX века — Шарль Бодлер первым нашел поэзию там, где ее прежде и не думали искать: в грубых проявлениях обыденности, в отвратительном, в смерти и разложении. Перед жизнью и смертью он испытывал равный восторг, создав изысканную по форме поэзию контрастов.
Бодлер хотя и считается одним из первых символистов, но был настолько оригинален, что не примыкал ни к какой школе и не создал своей. Поэт был также одним из самых одержимых воспевателей винопития. При этом главным для Бодлера было переживание психического состояния опьянения. Что именно пить, не имело принципиального значения — «вином» он называл любой алкоголь, каковой был для него сутью и синонимом поэзии. Стремление людей к опьянению Бодлер объяснял «жаждой бесконечного» и сам при этом мучился бесконечной жаждой.
Шарль Пьер Бодлер родился в 1821 году от 62-летнего отца и 28-летней матери. Когда ему исполнилось шесть лет, отец умер, а через год мать вышла за другого. Шарль не простил матери нового замужества и навсегда невзлюбил отчима. В 11 лет мальчика отдали в интернат. Потом он поступил в колледж, но так и не окончил его. Вместо этого решил стать писателем и принялся вести богемный образ жизни, пьянствуя в злачных местах и встречаясь с проститутками. До появления скандального сборника «Цветы зла» Бодлер был широко известен как лучший французский переводчик Эдгара По, создавший его культ не только во Франции, но и во всей Европе и оказавший большое влияние на эстетику декаданса. Мрачный мистицизм и логика По очаровали Бодлера, а вот его манеру пить он осуждал: «Пил водку как варвар, а не как одержимый алкогольным пороком эстет». По Бодлеру, пить надо красиво: «Будь пьян, если не хочешь быть заложником бегущего времени; будь пьян постоянно!», «...давай стаканы, и на вине верхом — вперед в надмирный праздничный полет».
Бодлер экспериментировал и с гашишем, и с опиумом, но сделал окончательный выбор в пользу алкоголя: «Вино делает человека счастливым и общительным, гашиш изолирует его. Вино превозносит волю, гашиш уничтожает». Сифилис, наркотики и пьянство ускорили красивое разложение, столь ценимое поэтом: Бодлер прожил всего 46 лет.
Гений против употребления
1839—1842 Бросив колледж, пьянствует, заражается сифилисом, выбирая наиболее «болезненных и грязных» проституток. На вопрос друга «Почему ты ушел от родителей?» отвечает: «В этом семействе любят только бургундское, а я всем винам предпочитаю бордо... Ну можно ли это терпеть? Вот я и ушел».
1843—1844 Наследует отцовское состояние в 75 тысяч франков. Сотрудничает в литературных журналах. Знакомится с Оноре де Бальзаком, Теофилем Готье, Виктором Гюго. За два года проматывает треть денег. Семья по суду устанавливает над ним опеку с месячным содержанием.
1845—1856 Совершает попытку самоубийства. Становится одним из ведущих критиков. Вступает в Общество литераторов, публикует первую поэму в прозе «Фанфарло». Во время Февральской революции сражается на баррикадах. Переводит Эдгара По. Посещает Клуб ассасинов, пробует гашиш, опиум, но возвращается к вину.
1857—1859 Выход «Цветов зла» вызывает громкий скандал. Тираж арестуют «за оскорбление общественной морали». Поэт приговорен к штрафу и запрету шести наиболее «безнравственных» поэм.
1860—1863 Выпускает собрание эссе «Искусственный рай», в котором рассказывает об опытах с веществами. Выходит второе издание «Цветов зла». Выдвигает свою кандидатуру во Французскую академию, но вскоре снимает ее, посчитав поступок «недостойным поэта».
1864—1867 Публикует шесть поэм в прозе «Парижский сплин». Спасаясь от кредиторов, уезжает в Брюссель. Здоровье его подорвано алкоголем, писать он почти не может. После приступа в марте 1866 года Бодлера парализует, мать увозит его в Париж и помещает в лечебницу. 31 августа 1867 года после долгой агонии Бодлер умирает. Для следующего поколения французских поэтических гениев-бунтарей поэзия и целеустремленное саморазрушение Бодлера станут мировоззренческим знаменем, а сам Шарль — популярной ролевой моделью. Достаточно ознакомиться с ослепительно краткой творческой биографией другого алкогения, навсегда изменившего мир поэзии, — Артюра Рембо.