Итак, мы собрали двенадцать импортных (необязательно голливудских) композиторов, чей вклад в создание великого фильма порой был не меньше, а зачастую даже больше, чем сценаристов или актеров. Как много фильмов мы узнаем с закрытыми глазами, просто заслышав вступительную тему! И это лишь самая простая разновидность композиторского чуда.
Что касается советских композиторов, то среди них так много любимых, что MAXIM решил посвятить им отдельный материал.
Лучшие иностранцы
ДЖОН УИЛЬЯМС (1932)
Уроженец Нью-Йорка сколотил на музыке громадный капитал, который многим стадионным рок-звездам и не снился. На его счету, наверное, половина всех киномелодий, которые люди могут насвистеть при одном упоминании фильма: «Звездные войны», «Челюсти», «Индиана Джонс». Музыкальные темы Уильямса из фильма «Один дома» и первых трех «Гарри Поттеров» ты бы, наверное, насвистеть не отважился, но все равно приятные вещи.
ЭННИО МОРРИКОНЕ (1928-2020)
Этот итальянец — главное сокровище для любителей насвистывать. Морриконе, наверное, единственный из экранных композиторов, чьи музыкальные записи активно покупают люди даже без кинематографических интересов, чисто музыки ради. Знаковые работы: «Хороший, плохой, злой», «Нечто», «Однажды в Америке», «Неприкасаемые». И массовые взносы в европейское кино — от Бертолуччи до Ардженто. Любимец Тарантино.
Подробнее мы писали о нем в статье «Лучшие фильмы с музыкой Эннио Морриконе»
ДЖЕРРИ ГОЛДСМИТ (1929-2004)
На диво плодовитый калифорнийский еврей: в эпоху расцвета видео (1980-1990-е) его имя маячило в титрах чуть ли не каждой второй голливудской ленты. «Гремлины», «Полтергейст», «Основной инстинкт», три «Рэмбо». И даже сам «Чужой» тоже его рук дело.
ГЕНРИ МАНЧИНИ (1924-1994)
Автор музыки более чем к пятистам кино- телефильмам. Многие его мотивы ты слышал в жизни миллион раз, просто не подозревал, кто их автор. Его музыка звучала в фильмах «Завтрак у Тиффани», «Розовая пантера», «Полуночный ковбой», «Шарада». И это еще не считая сериалов вроде «Питер Ганн», из которых, собственно, сейчас только музыку все и знают.
ГАНС ЦИММЕР (1957)
Немец Ганс в шоу-бизнес вошел не как прочие герои этого эссе. Он начал сотрудничать с нововолновой группой The Buggles и даже виден в их знаменитейшем клипе «Video Killed the Radio Star», с которого начался канал MTV. И хотя поп-музыкой он страдал недолго и все 1980-е посвятил кино, лишь в 1988 году его заметили — после работы над «Человеком дождя». Сейчас он велик, знаменит, и с его именем связаны проекты «Король Лев», «Гладиатор», «Темный рыцарь», «Симпсоны в кино» и «Пираты Карибского моря».
АЛАН СИЛЬВЕСТРИ (1950)
Любимец режиссера и продюсера Роберта Земекиса родом из Нью-Йорка. Неудивительно, что ты слышал мотивы Сильвестри в трилогии «Назад в будущее». И «Форреста Гампа» ты точно видел, и «Мстителей» наверняка. Но для выходцев из эпохи видео он останется композитором жуткого «Хищника», комедии «Кто подставил кролика Роджера» и трилогии «Назад в будущее» (мы уже писали об этом, но что помешает сделать это еще раз?).
ДЖЕЙМС ХОРНЕР (1953-2015)
Может, уже не столь узнаваемое и вдавленное в мозг зрителя имя, как предыдущие герои композиторского фронта. Но калифорниец Хорнер в музыке старательно донес до нас атмосферу фильмов «Титаник», «Аватар», «Коммандо», «Чужие» и «Храброе сердце».
ГОВАРД ШОР (1946)
В этом случае ассоциация первого порядка — «Властелин колец». Любителям авангарда он запомнился совместной работой с фри-джазменом Орнетом Коулманом для фильма «Обед нагишом». Канадец Шор вообще многие десятилетия был практически штатным композитором для режиссера Дэвида Кроненберга, а это, согласись, сильная карта. Из проектов, не связанных с Кроненбергом или Джексоном, надо напомнить следующие: «Молчание ягнят», «Эд Вуд», «Семь» и целая пачка картин Скорсезе, включая «Отступников» и «Банды Нью-Йорка».
НИНО РОТА (1911-1979)
Звуковая половинка Феллини и Висконти — итальянец Рота создал также один из самых знаменитых саундтреков в истории Голливуда — две части «Крестного отца». Как и многие другие композиторы из списка, Рота не зацикливался на кино и баловал слушателей операми, балетами и камерными произведениями.
БЕРНАРД ХЕРРМАН (1911-1975)
Очередной герой нашего списка — уроженец Голливуда, чья фамилия тебе попадется на глаза, когда ты в пятнадцатый раз сядешь пересматривать «Психоз» Хичкока. Впрочем, сойдет и «Головокружение» или «К северу через северо-запад». Бернард успел поработать с самим Орсоном Уэлсом («Гражданин Кейн»), застал Скорсезе, снимавшего великого «Таксиста». Тот фильм и стал последней работой Херрмана. Да-да, даже великие композиторы иногда умирают.
ВАНГЕЛИС (1943-2022)
Формально говоря, грек Эвангелос Одиссеас Папатанасиу, то есть Вангелис, не является порождением киноиндустрии. Он музыкант и сам по себе тоже, один из пионеров прогрессивной электроники. Тем не менее его дорожки к кинофильмам в народе расходятся куда живее, чем самостоятельные работы. Из главных — «Бегущий по лезвию», «1492: Завоевание рая», «Огненные колесницы».
Подробнее читайте в статье «Лучшие фильмы с музыкой Вангелиса».
БЭЗИЛ ПОЛЕДУРИС (1945-2006)
Автор культового саундтрека к проходному фильму «Конан-варвар» — грекоамериканец Поледурис любил пышные формы музыки, но обходился с ними куда тоньше, чем типовые голливудские композиторы. Он писал музыку к оригинальному «Робокопу», к картинам «Харли Дэвидсон и Ковбой Мальборо», «Звездный десант», «Охота за Красным Октябрем». В широких массах он не настолько раскручен, как Циммер или Уильямс, но, как только ты заведешь разговор о саундтреках с каким-то упертым и начитанным человеком, он тотчас проснется при имени Поледурис.
Для справки
10 лучших саундтреков, по мнению Института киноискусства США
Star Wars 1977 — John Williams
Gone with the Wind 1939 — Max Steiner
Lawrence of Arabia 1962 — Maurice Jarre
Psycho 1960 — Bernard Herrmann
The Godfather 1972 — Nino Rota
Jaws 1975 — John Williams
Laura 1944 — David Raksin
The Magnificent Seven 1960 — Elmer Bernstein
Chinatown 1974 — Jerry Goldsmith
High Noon 1952 — Dimitri Tiomkin