На церемонии открытия Олимпийских игр в Париже спортсмены Монголии появились в стильной парадной форме. Но пока именитые издания типа Vogue превозносят ее красоту и оригинальность, в самой Монголии решение дизайнеров критикуют.
Стиль и концепция
Сестры Янджиндулам (Мишель) и Ньямкханд (Амазонка) Чойгаалаа — не новички в создании олимпийской формы. Они уже разрабатывали одежду для монгольских спортсменов на летних Олимпийских играх в Токио (2020) и зимних Олимпийских играх в Пекине (2022). Однако предыдущие варианты не получили такого широкого внимания общественности.
В 2024 году дизайнеры создали два комплекта формы — мужской и женский — как для самих спортсменов, так и для факелоносцев. Они вдохновлялись традиционным монгольским халатом «дэли». В основе костюмов — жилет, расшитый национальными и олимпийскими символами.
Среди них, например, мистический олень Гоа-Марал — символ мудрости, силы и выносливости в монгольской мифологии. Разглядеть на форме можно и девять белых сульде. Согласно верованиям, сульде — это души человека, связанные с его жизненной и духовной силой. Обретается на одежде, разумеется, и олимпийский факел, символизирующий единство и спортивный дух.
«Не тот исторический контекст»
Дизайн олимпийской формы Монголии вызвал восторг у многих. Vogue отметил стильную концепцию и элегантность исполнения, блогеры по всему миру восхищаются красотой и оригинальностью формы, считая ее одной из самых красивых на Олимпиаде. Пользователи соцсетей активно делятся фотографиями костюмов из аккаунта дизайнеров и оставляют восторженные комментарии.
Несмотря на международное признание, в самой Монголии реакция оказалась более чем сдержанной. Некоторые монгольские граждане считают дизайн неудачным, полагая, что он слишком упрощен и не отражает глубину и богатство национальной культуры.
И наконец, самое главное: олимпийская форма отсылает к национальным нарядам маньчжуров — представителей этнического меньшинства в современной Монголии. Это не слишком лицеприятные параллели, так как с конца XVII века страна жила под властью маньчжурской династии Цин и воспринимает это время как оккупацию. Неудивительно, что отсылки к маньчжурской культуре в форме олимпийской сборной многие посчитали неуместными.