Пожалуй, не осталось области человеческой жизни, в которую не вторглась бы армия ученых со своими исследованиями. Свидетельство тому — тысячи материалов с заголовком, начинающимся словосочетанием «ученые выяснили» (см. в конце этого материала). Дошла очередь и до святая святых вербальной коммуникации — сплетен.
В журнале «Социально-психологическая и личностная наука» было опубликовано исследование ученых из Калифорнийского университета в Риверсайде. Руководитель исследования, ассистирующий профессор психологии Меган Роббинс и ее помощник, выпускник факультета психологии Александр Каран не стали ограничиваться скучными теоретическими опросами респондентов. Ведь вряд ли кто-то ответит честно на вопрос «Сколько времени в день вы сплетничаете?»
Роббинс и Каран закрепили на 467 участниках исследования (269 женщин и 198 мужчин, все в возрасте от 18 до 58 лет) что-то вроде диктофона с длинным названием Electronically Activated Recorder и короткой аббревиатурой EAR. Диктофон произвольно записывал 10% всех разговоров респондентов.
Но перед тем, как расшифровывать записи, Роббинс и Каран определились с терминологией. За сплетню было принято считать любое обсуждение человека, не присутствующего в разговоре, будь то гражданский или звезда Голливуда. Кроме того, все сплетни поделили на три категории: положительные, нейтральные и негативные. И вот что выяснилось.
Во-первых, сколько минут в день мы тратим на сплетни? В среднем 52 минуты.
Во-вторых, вопреки расхожему сексистскому мнению, женщины не злословят больше мужчин. Да, женщины обсуждают других людей чаще, но именно в информационном ключе, не желая промыть косточки чьей-то репутации.
В-пятых... Лучше без чисел, а то мы запутались. Младшее поколение чаще обсуждает кого-то в негативном ключе, чем старшее.
Гораздо чаще, чем звезд, люди обсуждают своих коллег и знакомых. В случае с исследованием Роббинс и Карана было зафиксировано 3,292 случая обсуждения знакомых против 369 случаев обсуждения звезд.
И, наконец, люди с низким уровнем дохода сплетничают не чаще, чем люди с высоким уровнем дохода. Последний пункт перечеркивает многочисленные «советы начинающим миллионерам», в которых богачи представлены как суровые люди, не тратящие времени на сплетни.