Если когда-нибудь будешь общаться с китайцем, то соблюдай «правило трёх Т»: не говори о Тайване, Тибете и Тиананмене. Ничего хорошего, кроме раздражения со стороны китайца, ты вряд ли получишь.
Но, несмотря на неоднозначность вопроса внутри Китая, китайские, гонконгские и тайваньские режиссёры и сценаристы продолжают снимать кино на провокационные темы. И, ожидаемо, их фильмы запрещают к показу на материке. Но случаются и такие качественные картины, что ленты собирают гору премий.
Найти эти фильмы для легального просмотра практически невозможно. Редакция намеренно проштудировала все онлайн кинотеатры и не нашла ни одну картину. Но, с другой стороны, все они присутствуют на одном торрент-трекере, заблокированном на территории Российской Федерации. Как ты туда попадёшь, мы знать не хотим. И вообще: эту статью нам подкинули.
«Сю-Сю: Сосланная» (天浴), 1998
Причина запрета: тема Тибета, подростковая проституция.
Все обычно думают, что Коммунистическая партия изо всех цензурирует фильмы с негативными отзывами о ней, но на деле всё обстоит несколько хитрее. Всё текущее руководство КПК (сейчас это пятое поколение) студентами копали картофель во время культурной революции, поэтому времена позднего Мао ненавидят особенно.
А вот гарантированный способ схлопотать запрет на показ в Китае — это демонстрация пороков общества: измену, проституцию, жестокость по отношению к детям.
Драма про 15-летнюю девочку, которую на исходе «культурной революции» сослали в Тибет собрала в себе всё самое неприглядное из китайского общества тех лет. И, по этой же причине, картина собрала все возможные награды в Гонконге и на Тайване.
«Прикосновение греха» (天注定), 2013
Причина запрета: жестокость, греховность протагонистов
Фильм по конструкции напоминает «смертельную» трилогию Иньяриту («Сука-любовь», «21 грамм», «Вавилон»): это четыре едва связанные истории, исследующие причины насилия в современном Китае. И все эти истории основаны на реальных события, поэтому их прочтение режиссёром и вызвало вопросы у цензоров.
А дальше в комиссии случился раскол: сначала фильм разрешили к предварительному показу, он вызвал восторг у критиков. После этого режиссёра попросили убрать все сцены насилия (а их там много и они бескомпромисные), он отказался. Фильм выпустили в ограниченный прокат, то есть без рекламы. Он всё равно стал популярен, после чего его окончательно запретили.
Не исключено, что фильм вскоре всё же разрешат — китайское цензурное ведомство очень часто любит выждать, чтобы сюжетные события ушли из злободневной повестки и только после этого выпустить фильм в прокат.
Пекинский велосипед (十七岁的单车), 2001
Причина запрета: из вредности
Ещё один пример типичного поведения китайских бюрократов. Режиссёр Ван Сяошуай имел дерзость послать финальный монтаж не в китайские надзорные органы, а прямиком на кинофестиваль в Тайбей.
Сама картина — сильная подростковая драма с моральной дилеммой по духу близка партийной идеологии. Но китайский чиновник — птица гордая, поэтому фильм запретили. Режиссёр, впрочем, не сдался и, внеся 7 нелепых правок, добился китайского проката в 2004 году.