Как ты стал пилотом?
У меня не совсем стандартная ситуация. Я до 29 лет занимался прикладной математикой. В какой-то момент понял, что надо что-то менять. Поехал в США, там за свои деньги учился на пилота. Потом вернулся в Россию, еще отучился в питерской академии. И вот уже восемь лет работаю пилотом в крупной авиакомпании. Летаю в пределах пяти часов от Москвы. Малага, Валенсия, Лиссабон…
Чтобы стать пилотом, нужна какая-то особая физическая подготовка?
Сейчас нужна уже не сила, а способность быстро принимать решения. Разумеется, есть медосмотр раз в полгода, нельзя иметь черепно-мозговые травмы, сердечно-сосудистые заболевания, зрение проверяют, слух… В России, кстати, самый строгий список запретов к полетам. Нельзя, допустим, летать с диабетом.
В каком возрасте в среднем выходит на пенсию пилот?
По международным правилам ты можешь летать до 65 лет. Ну а так зависит от здоровья, конечно. Желательно не пить, не курить, заниматься спортом — тогда возможно дотянуть до этой планки. Но я знаю людей, которых списывали и в 30 лет. Это уж как повезет.
А правда, что в России до сих пор дефицит пилотов?
Это не только в России, тем более если говорить о командирах. Они вообще штучный товар.
Это вообще напряженная работа?
Ну, как пойдет. Бывает, что ты два месяца летаешь расслабленно, а потом попадаешь в какой-нибудь снегопад и за пару часов отрабатываешь все это спокойствие.
Правда ли, что во время полета все члены экипажа едят разные блюда?
Не только во время полета. Даже если мы ужинаем в отеле, по инструкции мы должны брать разные блюда. Лучше, если у одного пилота скрутит живот, чем у всех.
Пилотов тестируют на наркотики?
Конечно. Раз в год обязательно, плюс возможны внезапные проверки. Причем проверить могут даже в иностранном аэропорту. Но я не слышал, чтобы кто-то попался: нормальный человек не станет рисковать карьерой.
А на алкоголь проверяют перед вылетом?
Выборочно. В России вообще обязательная процедура медосмотра перед рейсом, так что врач сразу увидит признаки опьянения. В Америке, если тебя поймают пьяным за рулем, отберут не только водительские права, но и лицензию пилота.
Как ты относишься к аплодисментам?
Дверь в кабину почти не пропускает звук из салона, поэтому аплодисментов не слышно. Но если людям приятно, пусть хлопают.
Если на борту Филипп Киркоров или одноклассник, вы разрешите ему зайти в кабину?
Одноклассникам и даже генеральному директору компании в кабину однозначно нельзя. Но, даже если было бы можно, Киркорову точно персональный запрет.
Ты можешь сказать не «крайний» рейс, а «последний»?
Я слово «крайний» так и не выучил. Да и большинство молодых коллег тоже. Так что вчерашний рейс скорее «последний», чем «крайний».
Только честно: вы выключаете телефон во время взлета и посадки?
Выключаем. Толку от телефона в полете все равно ноль, а батарейка садится.
Бывают ли у пилотов романы со стюардессами?
По моему офисному опыту, романов среди коллег в обычных компаниях больше. Но у нас тоже встречаются.
Cловарь
Бобик Самолет марки Boeing.
Арбуз — самолет марки Airbus.
Пиджак — пилот, окончивший гражданское летное учебное заведение.
Сапог — пилот, окончивший военное летное учебное заведение.
Разворот — рейс из пункта А в пункт Б и обратно в тот же день.
Эстафета — рейс из пункта А в пункт Б и возвращение в пункт А через сутки или более.
Минимум в Клин — интерпретация команды диспетчера «Keep minimum clean speed», означающей необходимость уменьшения скорости прибывающего борта до минимальной из-за очереди на посадку. В случае аэропорта Шереметьево это часто означает, что придется долго летать кругами и рассматривать подмосковный город Клин и многие другие.