Дмитрий Шостакович получил всесоветскую и всемирную известность не просто как талантливый композитор, но и как композитор, не боящийся никаких жанров и музыкальных форм. Создание им в 1958 году оперетты «Москва, Черемушки» — очередное подтверждение этого тезиса.
Это единственное произведение Шостаковича в жанре оперетты, и композитор ни в чем себе не отказывал: здесь и большое количество персонажей, и юмористическое либретто (написанное, между прочим, ведущими сценаристами-юмористами страны Массом и Червинским), и постоянная смена музыкальных приемов, в том числе прослеживаются народные мотивы.
Разумеется, важна была и идеологическая составляющая. Исторический московский район Черемушки, известная с XVI века «пустошь Черемошье», стремительно видоизменялся. Его часть, которая и стала основой для современных Черемушек, в 1950-е годы застраивалась и приобретала сходство с хорошо известными нам спальными районами, хотя, конечно, была куда живописнее.
Именно в Черемушках появились первые «хрущевки», позволившие москвичам покинуть коммуналки и бараки и вкусить роскоши отдельного жилья. Мы ни в коем случае не иронизируем: 70 лет назад «хрущевки» стали спасением и благословением для тысяч горожан, которые не привыкли к такому очевидному для нас удобству, как, например, собственный санузел.
Собственно, оперетта и рассказывает про это чудо переселения. Все без исключения ее герои — и «счастливый москвич» Бубенцов, и его жена Маша, и экскурсовод Лидочка, и «человек без адреса» Борис, и другие — мечтают о переезде в новый район. На этом и строятся перипетии сюжета.
Премьера «Москва, Черемушки» состоялась 24 января 1959 года в Москве. Несмотря на умеренный успех оперетты, ее ставили и за границей: в Лондоне в 1994 году, в Швейцарии и во Франции в 2004-м и даже в США (если точнее, в Чикаго) в 2012 году. А сейчас предлагаем тебе закрепить прочитанный материал и повысить свой культурный уровень прослушиванием музыкальной картины «Прогулка по Москве», которой заканчивается первая картина.