Егор Жуков — студент факультета политологии Высшей школы экономики, член незарегистрированной Либертарианской партии России и видеоблогер. Ему 21 год. С мая 2015 года Егор ведет YouTube-канал «Блог Жукова». В роликах молодой человек высказывает свой взгляд — критический, как сам он говорит, — на политическую ситуацию в нашей стране. Егор критикует нынешнюю российскую власть.
Сейчас Егора судят. Сначала ему вменили участие в так называемых массовых беспорядках во время несогласованного протеста в Москве 27 июля. Потом это дело прекратили — выяснилось, что Жуков к этим самым, так сказать, беспорядкам непричастен. Однако затем ему предъявили новое обвинение — по части 2 статьи 280 УК РФ «Публичные призывы к экстремизму»: в четырех его роликах эксперты со стороны обвинения усмотрели эти самые «призывы».
Экспертизу проводили сотрудник Института криминалистики ФСБ Александр Коршиков и эксперт криминалистического центра Следственного комитета Кирилл Хмелевский. По их мнению, в роликах Жукова содержатся призывы к борьбе с российской властью «с произвольным выбором формы протеста, в том числе действиями насильственного характера, в частности к насильственному захвату власти и вооруженному мятежу».
Защита назвала экспертизу несостоятельной и попыталась приобщить к делу выводы альтернативных экспертов — лингвистов Юлии Сафоновой (некогда работала в Федеральном центре судебных экспертиз при Министерстве юстиции, как пишет
Адвокат Леонид Соловьев считает это дело политически мотивированным. По его словам, больше всего суд интересовали политическая деятельность и политические взгляды обвиняемого. Обвинение потребовало дать Жукову реальный срок — четыре года колонии общего режима.
Сегодня, 6 декабря, состоялось оглашение приговора. Егора Жукова признали виновным и приговорили к трем годам лишения свободы условно. Такое решение вынесла судья Светлана Ухналева. Также студенту на два года запрещено заниматься деятельностью, связанной с администрированием сайтов, передает корреспондент
Егор Жуков свою вину не признал. Вот что он сказал в последнем слове, с которым выступил на заключительном заседании (полностью публикует
«То, что я планирую сказать, имеет прямое отношение к данному процессу. Надеюсь на вашу благосклонность, на то, что вы мне позволите произнести всё, что мне хочется произнести. Я правда не отниму у суда много времени.
Судебное разбирательство, которое производят в частности, посвящено в первую очередь словам и их значениям. Мы обсуждали конкретные фразы, нюансы формулировок, способы толкования, и, надеюсь, мы смогли доказать уважаемому суду, что я не являюсь экстремистом как с точки зрения лингвистики, так и с точки зрения здравого смысла.
Но сейчас я хочу затронуть вещь более фундаментальную, чем смысл слов. Я хочу рассказать про мотивы своей деятельности, благо эксперт также о них высказался. Мотивы подлинные и глубинные, те, что заставляют меня заниматься политикой, мотивы, преследуя которые, я, в том числе, и записывал видео для канала.
И вот с чего я хочу начать. Российское государство сегодня позиционирует себя как последний защитник традиционных ценностей. Много внимания, как нам говорят, уделяется институту семьи и патриотизму. А ключевой традиционной ценностью называют христианскую веру. Ваша честь, и, мне кажется, может быть, это даже хорошо, потому что христианская этика действительно включает в себя те ценности, которые мне поистине близки.
Во-первых, это ответственность. В основе христианства лежит история про человека, который решился взвалить страдания всего мира на свои плечи, история про человека, который взял на себя ответственность в максимально возможном смысле этого слова. По сути, центральная идея всей христианской религии — это идея личной ответственности.
А во-вторых, любовь. «Возлюби ближнего своего, как самого себя», — это главная фраза христианской религии. Любовь есть доверие, сострадание, гуманизм, взаимопомощь и забота. Общество, построенное на такой любви, есть общество сильное — пожалуй, наиболее сильное из всех, в принципе, возможных.
Вот для того, чтобы понять мотивы моей деятельности, достаточно всего лишь взглянуть на то, как нынешнее российское государство, гордо выставляющее себя защитником христианских, а значит, и этих ценностей, на самом деле их защищает.
Перед разговором об ответственности сперва нужно ответить на вопрос: что из себя представляет собой этика ответственного человека, какие слова он произносит себе в течение жизни? Мне кажется, такие: «Помни, весь твой путь будет наполнен трудностями, подчас невыносимыми. Все твои близкие умрут. Все твои планы нарушатся. Тебя будут обманывать и бросать. И ты никуда не убежишь от смерти. Жизнь — это страдание. Смирись с этим. Но, смирившись с этим, смирившись с неизбежностью страдания, все равно взвали свой крест на плечи и следуй за своей мечтой, потому что все станет только хуже. Стань примером, стань тем, на кого можно положиться. Не подчиняйся деспотам, борись за свободу тела и духа. И строй страну, в которой твои дети смогут стать счастливыми».
Разве такому нас учат? Разве такую этику усваивают дети в школах? Разве таких героев будут чествовать? Нет. Существующая в стране обстановка уничтожает любые возможности для человеческого процветания. 10% наиболее обеспеченных россиян сосредоточили в своих руках 90% благосостояния страны. Среди них, конечно, есть весьма достойные граждане, но основная часть этого благосостояния получена не честным трудом на благо людей, а банальной коррупцией.
Наше общество разделено на два уровня непроницаемым барьером. Все деньги сконцентрированы сверху, и их оттуда никто не отдаст. Снизу же, без преувеличения, осталась лишь безысходность. Понимая, что рассчитывать им не на что, понимая, что, как бы они ни старались, ни себе, ни своей семье они принести счастья не смогут, русские мужчины либо вымещают всю свою злость на своих женах, либо спиваются, либо вешаются. Россия — первая страна в мире по количеству мужских самоубийств на 100 тысяч человек. В результате треть всех семей в России — это матери одиночки с детьми. Это мы так, хочется спросить, традиционный институт семьи защищаем?
Мирон Федоров (Oxxxymiron. — MAXIM), не раз приходивший на мои заседания, очень верно в свое время заметил: «У нас алкоголь дешевле, чем учебники». Государство создает все условия для того, чтобы между ответственностью и безответственностью россиянин всегда выбирал второе.
А теперь про любовь. Любовь невозможна без доверия. А настоящее доверие зарождается во время совместной деятельности. Во-первых, совместная деятельность — редкое явление в стране, в которой не развита ответственность. А во-вторых, если совместная деятельность где-то все-таки проявляется, то она тут же начинает восприниматься охранителями как угроза. И не важно, чем ты занимаешься — помогаешь ли заключенным, выступаешь ли за права человека, охраняешь ли природу, — рано или поздно тебя настигнет либо статус иностранного агента, либо тебя просто так «закроют».
Государство ясно дает понять: «Ребята, разбредитесь по своим норкам и друг с другом не взаимодействуйте». Собираться больше двух на улице нельзя — посадим за митинг. Работать вместе по социально полезной повестке нельзя — дадим статус иностранного агента. Откуда в такой среде взяться доверию и в итоге любви — не романтической, а гуманистической любви человека к человеку?
Единственная социальная политика, которую последовательно проводит российское государство, — это разобщение. Так государство расчеловечивает нас в глазах друг друга, ибо в его глазах мы уже давно расчеловечены. Как иначе объяснить такое варварское отношение к людям с его стороны? Отношение, которое каждый день подчеркивается избиениями дубинками, пытками в колониях, игнорированием эпидемии ВИЧ, закрытием школ и больниц и так далее.
Давайте взглянем на себя в зеркало. Кем мы стали, позволив сотворить с собой такое? Мы стали нацией, разучившей брать на себя ответственность. Мы стали нацией, разучившейся любить. Более 200 лет назад Александр Радищев, проезжая между Петербургом и Москвой, писал: «Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвлена стала. Обратил взоры мои во внутренность мою — и узрел, что бедствия человека происходят от человека». Где сегодня подобные люди — люди, чья душа также остро болит за происходящее в родном отечестве? Почему их почти не осталось?
А все дело в том, что на поверку, оказывается, единственный традиционный институт, который подлинно чтит и укрепляет нынешнее российское государство, — это самодержавие, которое норовит сломать жизнь любому, кто искренне хочет добра своей Родине, кто не стесняется любить и брать на себя ответственность.
В результате гражданам нашей многострадальной пришлось выучить, что инициатива наказуема; что начальство всегда право, потому что оно начальство; что счастье здесь, может быть, и возможно, но только не для них. И выучив это, они начали постепенно исчезать. По статистике Росстата, Россия постепенно исчезает со средней скоростью минус 400 тысяч человек в год. За статистикой не видно людей. Так увидьте же их! Это спивающиеся от бессилия, это замерзающие в непрогретых больницах, это убитые кем-то, это убитые самими собой люди, такие же, как мы с вами.
Наверное, к этому моменту мотивы моей деятельности стали ясны. Я, действительно желаю видеть в своих гражданах два этих качества: ответственность и любовь. Ответственность за себя, за тех, кто рядом, за всю страну. Любовь к слабому, к ближнему, к человеческому. Это мое желание — еще одна причина, ваша честь, почему я не мог призывать к насилию. Насилие развязывает руки, ведет к безнаказанности, а значит, и к безответственности. Ровно так же насилие и не ведет к любви.
Все же, несмотря на все преграды, я ни секунду не сомневаюсь, что мое желание исполнится. Я смотрю вперед за горизонт годов и вижу Россию, наполненную ответственными и любящими людьми, где будет по-настоящему счастливое место. Пусть каждый представит себе такую Россию. Пусть этот образ руководит вами в вашей деятельности так же, как он руководит мной.
В заключение скажу следующее. Если сегодня все же суд примет решение, что эти слова сейчас произносит действительно опасный преступник, ближайшие годы моей жизни будут наполнены лишениями и невзгодами.
Но я смотрю на ребят, с которыми меня свело «московское дело», — на Костю Котова, на Самариддина Раджабова — и вижу улыбки на их лицах. Леша Миняйло и Даня Конон в минуты нашего недолгого общения в СИЗО никогда не позволяли себе жаловаться на жизнь. Я постараюсь последовать их примеру. Я постараюсь радоваться тому, что мне выпал этот шанс — пройти испытания во имя близких мне ценностей. В конце концов, ваша честь, чем страшнее мое будущее, тем шире улыбка, с которой я смотрю в его сторону. Спасибо.