Изображение, которое ты видишь выше, историки называют «граффито Alexamenos». Оно очень древнее — из тех, что когда-то покрывали стены бывших дворцов Римской империи. А еще это первое в истории художественное изображение распятия в религиозном контексте. Так распорядился случай, что сделано оно случайно, детской рукой и цели преследует весьма сомнительные.
Распятая фигура с головой осла и рядом фигура поменьше, склонившаяся, по задумке автора, в религиозном почтении. Под ними кривоватая надпись на греческом: «Αλεξαμενος ςεβετε θεον». Если ты прогуливал в школе уроки греческого, переводится это так: «Алексаменос поклоняется своему Богу».
Фигуры, вырезанные между I и III веками, обнаружили в 1857 году на Палатинском холме в Риме. Раньше на этом месте стоял дом Калигулы, позже перепрофилированный из вместилища пышных оргий в школу-интернат для пажей и посыльных римской знати. Карикатуру, как принято считать, вырезал озорной ученик, чтобы подразнить своего набожного одноклассника, которого, как ты уже догадался, звал Алексаменос.
Это был период, когда римские язычники вовсю потешались на странной религией меньшинства, построенной вокруг казненного как отъявленный преступник человека. Распятие на кресте считалось самой унизительной формой казни. (Так, например, были распяты шесть тысяч рабов из армии повстанцев гладиатора Спартака. Шесть тысяч крестов вдоль ведущей к Риму дороги служили страшным назиданием возможным бунтарям.)
Голова осла — результат заблуждения, что евреи поклонялись золотой ослиной голове. Первым это придумал античный историк Мнасей Патрский, а остальные, как водится, дружно подхватили. С фактчекингом в античные времена было неважно. Впрочем, не нам их судить.
На этом история граффити не заканчивается. В соседней комнате археологи обнаружили надпись, сделанную другой рукой: «Alexamenos fidelis», то есть «Алексаменос верен». Эта надпись, скорее всего, ответ неизвестного христианина на обидный рисунок (как, однако, тихо решались подростковые конфликты в Античности! В наши дни обидчику Алексаменоса пришлось бы несладко).
Вплоть до VI века эта случайная гравюра была единственным религиозным изображением распятия. К тому времени стандарты иконописания пришли к форме, которая известна сейчас.