Если спросить обычного миллениала, какую именно радость принесли ему в жизнь смартфоны, то он назовет либо службы доставки еды, либо «Убер». Под «Убером» подразумевают уже не только саму компанию Uber, но и любую другую систему частного извоза с получением заказов через смартфоны клиента и водителя.
На старте это действительно выглядело как чудо: время подачи сократилось в несколько раз, поездки стали короче, от личного транспорта можно было избавляться. Поначалу все боялись, что места профессиональных водителей такси займут дилетанты, но система рейтинга и намного более серьезная конкуренция сделали свое дело.
За несколько лет люди привыкли: слово «убер» начало постепенно вытеснять слово «такси», хотя подразумевало то же самое — поездка на нанятом автомобиле с водителем. Когда «убер» стал нормой, экономисты начали выяснять, как же это повлияло на экономику: стало ли меньше пробок, улучшилась ли безопасность на улицах и т.д.
Журнал The Economist
Исследование проводили в Университетах Джорджии и Луисвилля (Коннектикут). В городах, где появлялся сервис, потребление алкоголя увеличивалось на 3%, а в зонах, где нет доступа к общественному транспорту, — на 5%. Кроме того, появление Uber влияет на криминальную хронику: дебоши и выпивание до беспамятства также участились (процент на разных территориях настолько разный, что усреднять его смысла нет, но везде отмечен рост).
В это же время, например, в Портленде на 62% уменьшилось количество аварий по вине нетрезвых водителей. Так что положительный эффект все же есть. Неправильно поет Шнуров: не в Питере пить, а там, где «убер».