Госдума полюбила принимать протекционистские законы в области информационных технологий. Началось все с пресловутого «пакета Яровой», который российские компании не только не в состоянии, но уже даже и не пытаются выполнять. После закона о «суверенном российском Интернете», к которому тоже много вопросов, появился названный СМИ «закон о предустановке российского софта» или «закон против Apple». В чем его суть и почему он, скорее всего, не сработает, мы попробуем объяснить ниже буквально в паре абзацев.
Во-первых, это не самостоятельная норма, а поправки в
Во-вторых, закон следует понимать как протекционистскую меру, которой будут регулировать поведение продавца, а не поставщика оборудования. То есть это обязательство магазина — обеспечить, чтобы в магазине продавались ЭВМ (от смарт-телевизоров до игровых приставок), на которых установлен российский софт. Из закона не следует, что каждый смартфон должен его содержать.
В-третьих, в законе дано настолько обтекаемое определение как самому термину «программное обеспечение», так и его «российскости». Если, скажем, компания Apple (она не предустанавливает внешний софт на iPhone, поэтому ее сочли главной жертвой закона) имеет в России официальное представительство как юридическое лицо, можно ли считать ее софт российским? А если разработчик софта — гражданин России? Или софт должен компилироваться на электронных мощностях, находящихся на территории РФ? Репозиторий исходного кода должен находиться на серверах на территории РФ?
В-четвертых, неожиданными выгодоприобретателями этого закона становятся китайцы. Для большой четверки (Huawei, Xiaomi, Vivo, Oppo) практика установки локального софта — обязательное условие ведения бизнеса у себя на родине, поэтому технически для них не будет ничего нового. Более того, Huawei уже и так вынужден отказаться от использования сервисов Google из-за запрета правительства США, поэтому для них это окажется удачной возможностью глубже пустить корни в рынок, заключив больше соглашений с местными компаниями.
В-пятых, закон должен начать работать 1 января 2021 года, а порядок воплощения его в жизнь правительство сформулирует только 1 июня 2020-го, поэтому стоит ожидать большого количества уточнений и экспертных споров. Но паниковать еще рано.
В-шестых, о грустном. Главная опасность закона — в его чрезмерно размытых формулировках. Есть вероятность, отличная от нуля, что в перечне обязательного ПО появятся одобренные РКН «файрволы», системы фильтрации трафика и даже утилиты для записи экрана. И в этом случае Коммунистической партии Китая будет чему поучиться у российских коллег.