Неделю назад состоялся релиз Apple iOS 13 и начались продажи новых смартфонов компании — 11-го поколения (хотя в нумерации у Apple все хитрее). Само обновление дежурное: в нем есть какие-то приятные новинки, но пользователь найдет их сам, быстро к ним привыкнет и уже никогда не вспомнит, в какой версии их добавили.
Но Apple сфокусировалась совсем на ином — на сервисах. К музыкально-стриминговому Apple Music скоро присоединится Apple TV+, и уже заработал Apple Arcade. И, как показала практика, это оказалось самой приятной новинкой осени.
Производители серьезных игр всегда смотрели на мобильные платформы со снисхождением. А хардкорные геймеры — даже с пренебрежением. Изначальная причина была в ограниченных ресурсах платформы, но со временем аргумент устарел. Десять лет назад появились iPhone и AppStore, которые, казалось бы, вдохнут жизнь в мобильные игровые платформы. Но вместе с AppStore появился и легкий доступ к кошельку пользователя. В индустрию пришли люди, кое-что понимающие в казино и игорном бизнесе, и перенесли модель игровых автоматов в мобильные игры всех жанров. С тех пор и стратегии, и экшены, и симуляторы, и даже головоломки стали выпрашивать у пользователей деньги.
Это, вероятно, отличный способ заработка для издателей, но такая практика дискредитировала всю платформу. В конце концов, игры на консолях и персональных компьютерах давно стали формой искусства, и пользователи хотят наслаждаться ими на предсказуемой основе, а не в ожидании запроса на очередную микротранзакцию.
Тогда Apple в начале лета анонсировала сервис Apple Arcade. Идея в том, чтобы сделать мобильные игры great again по предельно прозрачным условиям для пользователя. Правила простые:
подписка за 199 рублей в месяц ($5 в США);
возможность работы офлайн;
полноценная игра (никаких донатов, покупок полной игры, мешков и сундуков монет и пр.).
Еще подписная модель ставит разработчиков игр в интересные условия: они получат выручку, пропорциональную времени, которое пользователь проведет в игре. Это означает, что разработчики вынуждены конкурировать в увлекательности игр, а не в маркетинговых компаниях и ублажении игровых журналистов.
И у Apple получилось. До момента запуска сервиса осталась главная интрига: что же за игры будут в нём. Сейчас их 57, и пара десятков из них — если не шедевры, то просто очень хорошие представители жанра.
Многие игры эксклюзивны на платформе (по не подтверждённой информации, Apple сама продюссировала и финансировала разработку некоторых из них).
Google надо было чем-то отвечать, и они анонсировали сервис Google Play Pass. В нём предлагают 350 игр (и приложений) за те же $5 в России, причём в первый год цена составит $2. Цены в указаны в долларах неспроста — сервис пока доступен только в США.
В отличие от Arcade, Play Pass запускается не с собственными эксклюзивами, а с бесплатным доступом ко многим хитам: Limbo, Star Wars KOTOR, Monument Valley 2, Terraria и т.д. Кроме игр в каталог попали ещё и AccuWeather и Hi-Q Recorder. Как и в сервисе Apple, в Play Pass запрещена реклама и докупка дополнительных возможностей.
И вроде бы предложение Google выглядит заманчивее, но дьявол кроется в деталях. Google Play Pass доступен только для Android, поэтому поиграть получится только на смартфонах. Да, в семействе устройств есть ещё полтора планшета, но будут ли правильно работать на них игры, никто не обещает.
Apple же держит свою экосистему в узде и гордится тем, что Apple Arcade по одной подписке будет доступен сразу везде: на смартфонах, планшетах, приставке к телевизору Apple TV и на компьютерах Mac.
Вторая причина отдать предпочтение Apple — это декларация намерений. Компания действительно инвестирует в разработку и следит за собственными разработчиками. Play Pass для Google — очередной сервис из десятка, а Arcade для Apple — попытка слезть с иглы iPhone как доминирующего источника дохода.
И пока такое яростное стремление диверсификации пользователю идёт на пользу.