Если разбудить тебя в три часа ночи и спросить, какой слоган у Facebook (запрещенная в России экстремистская организация), уверены, ты ответишь: «Это всегда было и будет бесплатно!» Нечто подобное твердят владельцы Instagram (запрещенная в России экстремистская организация), Tinder, WhatsApp, Snapchat и еще примерно 90% подобных приложений. Формально все верно, ведь за регистрацию и пользование ты не платишь ни копейки.
Но что-то никто из этих компаний-бессребреников не ходит по миру с протянутой рукой. Наоборот, они заколачивают миллионы и миллиарды в твердой валюте. Так как же это работает? Остап Бендер знал 400 сравнительно честных способов отъема денег. Владельцам бесплатных приложений хватает и четырех.
Во-первых, само собой, реклама
Самый популярный и выгодный способ заставить соцсеть или чат приносить деньги — размещать там рекламу. Выясняя, кто, кого и сколько раз лайкнул, ретвитнул и расшарил, ты просматриваешь сотни страниц, и на каждой где-нибудь в уголке скромно тулится что-то заманчивое вроде «Как увеличить пенсию на пару сантимов» или «Волочкова показала ВСЁ, а потом села на шпагат».
Признайся, ты же нет-нет да и кликнешь на ссылку (мы и сами, бывает, не можем устоять, так что не осуждаем тебя). Так вот, каждый твой заход приносит владельцу ресурса доход. Все просто: он размещает объявления — рекламодатели платят ему за показы и клики. Старый как мир принцип «Десять старушек — рубль» в действии. По радужным, но трезвым подсчетам, через пару лет реклама в приложениях достигнет оборота более 100 миллиардов долларов.
Во-вторых, заманчивые фичи
Только честно: покупал «Веселую ферму»? А «Шарики за ролики»? Что ж, понимаем. Ты пал невольной жертвой еще одного расхожего способа потрогать пользователя, как говорил упомянутый уже Остап Бендер, за вымя. Чтобы стрясти с тебя пару монет, разработчики эшелонами гонят в бесплатные приложения притягательные, как… ну, скажем, глаза Анны Семенович, игры и другие интернет-заманухи, причем зачастую они замаскированы под невинные дополнительные настройки, фичи, патчи и прочие мульки.
Просто, элегантно — и очень доходно: те, кому совесть не запрещает таким образом копить на безбедную старость.
В-третьих, VIP-услуги
На первый взгляд может показаться, что этот способ — брат-близнец предыдущего, однако разница принципиальная. В данном случае разработчик, честно глядя в глаза, предлагает такую схему. Допустим, тебе приглянулся музыкальный плеер. Базовый вариант с минимальным набором функций или 30-дневную тестовую версию ты загружаешь бесплатно.
А если хочешь, чтобы он плюс ко всему крутил вертушки, обучал приемам пол-дэнса и продолжал работать и пробный месяц спустя, — деньги на бочку.
По агрессивности этот метод — такой Пол Пот в мире бесплатных приложений. Разработчики заставляют их атаковать тебя вопросами и предупреждениями типа «Эй, ты до сих пор не купил премиум-версию нашего генератора колыбельных?! Да как тебя еще не забили камнями в твоем офисе!» и «Срочно обновись до Pulialka Super 2.0, а то мы расскажем коту твоей девушки, куда ты прячешь свои кроссовки, когда остаешься у нее на ночь».
В-четвертых, подписки
Этот способ заработать по душе тем, кому еще в детстве мама внушала: «Главное, сынок, чистые уши и стабильный доход». Они выросли и стали владельцами сайтов анекдотов и интернет-газет. Часть контента там доступна безвозмездно, то есть даром, а тем, кто хочет регулярно читать новые истории про Чапая и Анку или серьезные статьи (например, как заработать на бесплатных приложениях), предлагается оформить подписку.
Такая модель менее популярна остальных, поскольку требует гораздо больших затрат, зато и заработать с ее помощью можно в 1,3—3 раза больше, чем получая жалкие центы за клики или убеждая пользователей купить новую версию программы по составлению безуглеводного меню.