Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения
уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер
Есть существенная разница между тем, что иностранцы думают про русских, и тем, что русские думают, что иностранцы думают про русских.
Мы твердо уверены, что в сознании американца мы завариваем водкой чай, что ушанка — второй предмет одежды после памперса, который получает товарищ русский, и что мы играем в дурака с медведями, согреваясь пуховыми шалями у домашнего ядерного реактора где-то на рудниках в Сибири.
Хотя времена меняются. Русские освоили Facebook (запрещенная в России экстремистская организация) и выбрали американцам Трампа. Однако обо всех этих стереотипах не слышали даже сами американцы. Зато именно в США есть невероятный культ русского балета. О том, чтобы побывать в постановке примой, грезят миллионы американских девочек. Но мы, русские, про балет обычно знаем мало.
Кроме того, если спросить русского, какой балет он знает, то, скорее всего, он вспомнит «Лебединое озеро». И то соотнеся его с серьезным политическим кризисом. Однако для остального мира главной постановкой российского балета будет «Щелкунчик». Если уж ты заговорил с иностранцем о балете, то лучше не пытайся впечатлить его, порвав ягодичную мышцу в момент исполнения плие. Вот тебе пять важных фактов о «нашем всем».
Премьера «Щелкунчика» состоялась в питерском Мариинском театре 6 декабря 1892 года. За хореографию и либретто отвечал Мариус Петипа, музыку написал Петр Чайковский. В основе сюжета — сказка Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» (1816, Берлин). У сказки также есть переложение от Дюма-отца, и историки до сих пор не могут договориться, какое из сочинений лежит в основе балета.
В балете полнейшая путаница с именем героини. В версии Гофмана ее зовут Мари, а ее куклу — Клара. У Дюма уже героиню зовут Клара. Во время Первой мировой настроения в России антинемецкие, поэтому главную героиню переименовывают в Машу (Клара — слишком немецкое имя), хотя имя отрицательного героя оставляют Фрицем (отсюда, кстати, и пошла традиция называть немцев этим именем в негативном контексте). Но в мировых постановках главная героиня все еще Клара.
Историки утверждают, что сам Чайковский никогда не любил собственное сочинение «Щелкунчика» и считал его откровенно слабым.
Костюмы для танцоров придумал Иван Всеволожский, фактически закрепив белую пачку как каноническую одежду для танцовщицы.
Постановка «Щелкунчика» есть в репертуаре всех известных балетных трупп в мире. Если не считать российские театры, где его ставят исторически, то, например, Нью-Йоркский городской балет ставит «Щелкунчика» в среднем 47 раз в год. В рождественскую ночь на «Щелкунчика» можно сходить практически в любой столице мира, от Барселоны до Ханоя.