Эта история не про Россию: у нас смартфоны (хотя не совсем понятно, справедливо ли их так называть) Blackberry не продавались, и массовый потребитель знает их только по заметному следу в американской культуре.
Но в США они имели колоссальное влияние и буквально определили вектор развития мобильного рынка в нулевых. Началось все с очевидной идеи запихнуть настольный компьютер в корпус смартфона. В конце 90-х канадцы из Research In Motion воевали с Motorola на рынке пейджеров. Первый продукт под маркой BlackBerry («Ежевика») был именно пейджер, но с большим экраном.
С этого момента компания начала гонку за доминирование. Отличительной особенностью смартфонов BlackBerry стали QWERTY-клавиатуры, на которых можно было бодро набирать текст. Ставка была сделана на корпоративный рынок: деловые люди могли обмениваться электронными письмами буквально на ходу, что по тем временам казалось прорывом. Первый смартфон был выпущен в 2002 году, а уже к 2009-м, полностью наплевав на мировую рецессию, Research In Motion стала самой быстрорастущей компанией. Продажи смартфонов измерялись десятками миллионов, а компания начала задумываться о популяризации своего смартфона у простых потребителей. Но было уже поздно: в продажу поступил iPhone.
Собственно, когда в 2007 году Стив Джобс анонсировал выход Apple на рынок мобильных устройств, все критики заявляли, что им просто нечего там делать с гегемонией BlackBerry. Больше всего досталось экранной клавиатуре: никому даже в голову не приходило, что пользователи отвернутся от выточенной за 10 лет формы мини-клавиатур BlackBerry, скоростью печати на которой пользователи могли конкурировать с настольными клавиатурами.
В 2011 году стоимость Research In Motion рухнула в пять раз. До компании не было никому дела: рынок делили Apple и Google. Research In Motion в 2013-м переименовалась в BlackBerry и сделала финальную попытку, презентовав новую ОС BlackBerry 10. Не помогло.
В 2016 году компания перешла на Android, но и это не помогло. После чего в BlackBerry свернули собственную разработку смартфонов и решили сфокусироваться на ПО. Выпуском железа должна была заняться китайская TCL. Ставку сделали снова на смартфоны со встроенной физической клавиатурой, но пользователи уже слишком привыкли к экранным клавиатурам. Вчера в официальном Twitter появилось такое заявление:
Каким бы грустным оно ни казалось, держатели акций BlackBerry с нетерпением ожидают окончания истории. Дело в том, что за время своего лидерства на рынке Research In Motion зарегистрировали тысячи патентов и скупили десятки компаний, из-за чего ставки на выкуп интеллектуальной собственности будут крайне высоки. Что будет происходить после окончания продаж устройств, не ясно.
Сейчас сложно себе представить, что iOS или Android буквально за пару лет могут растерять весь рынок. В середине нулевых то же самое можно было сказать и о BlackBerry.