Евгений Гриневич — художник-концептуалист, декоратор интерьеров — рассказал о становлении современного искусства и поделился своим топ-5 представителей этого направления.
Тема современного искусства довольно своеобразная. Каждый из нас задавался вопросом, что является искусством, а что — нет. И многие работы вызывают желание сказать: «Я тоже так могу, что в этом такого!» Так вот, если разбираться в современном искусстве полноценно, то, наверное, вы правы: каждый так может. При одном условии: если мы умеем думать. Ведь не зря современное искусство часто называют «думающим». Но обо всем по порядку.
Когда появилось современное искусство?
Конец XIX — начало XX века — это Париж, Монмартр, как центр культурной жизни. Но после Второй мировой войны практически все художники эмигрировали в США, и все значимые события связывали уже с именем Пегги Гуггенхайм — знаменитой американской галеристки и коллекционера. Штаты хотели выделиться и сказали, что создали совершенно новое искусство, оторванное от классического европейского. Появилась целая плеяда художников и отдельное направление, которое на самом деле берет начало во Франции и связано с такими именами, как Дюшан. Марсель Дюшан — человек, который нарочно с конца 20-х годов занимался провокациями.
Одна из самых известных его инсталляций, которая относится к началу концептуализма, — это «Фонтан». Став центром богемной жизни Нью-Йорка 50-х — 60-х годов, Дюшан увлекся шахматами, развивая идею, что в концептуальном искусстве важен интеллект.
Также следует отметить еще одного родоначальника концептуализма — Ива Кляйна, который тоже являлся европейцем. Он вкладывает новую стратегию в развитие экспрессионизма: идея художника важнее его произведений. Простые пятна на полотнах, синий цвет Кляйна, выставка пустоты — все это высказывания, где замысел идет впереди классического понимания искусства. И дальше пошло уже небывалое развитие, где становится понятно, что часто сама по себе мысль является гораздо большим, чем произведение искусства. Поэтому многие сейчас и шутят: если объяснить, что это искусство, то это и будет искусство.
Самые яркие примеры современности: понять принцип и быть в теме
Кто же сейчас самые основные мировые звезды современного искусства? Это будет мой личный топ-5, ведь для каждого современное искусство — это его собственное восприятие и уровень погруженности.
Номер один — Марина Абрамович с двумя самыми значимыми инсталляциями. Перформанс «Ритм 0», с которого начинался ее путь, где голая Марина Абрамович стояла в течение шести часов и каждый желающий мог делать с ней что угодно, используя предметы, лежащие на столе. Эксперимент чуть не закончился трагедией: люди вошли в раж и демонстрировали подлинную жестокость. Идея инсталляции проста и понятна: беззащитность и сила человеческого увлечения процессом.
Еще один ее перформанс, который стал вирусным, — «В присутствии художника». Марина сидела за столом и смотрела в глаза всем, кто присаживался напротив, как вдруг появился человек, с которым она попрощалась 30 лет тому назад — ее муж, художник-концептуалист Улай. Их расставание тоже было представлено перформансом, где они шли по Китайской стене навстречу друг другу, чтобы пересечься и разойтись навсегда.
И вот спустя три десятилетия Улай появился в музее: долгие взгляды, слезы, акт прощения, если можно так сказать. Все было бы хорошо, если бы не одно «но»: Улай до своей смерти (умер он в 2020 году) судился с Мариной касательно авторских вознаграждений. Тщательно спланированные режиссура и смысл акта становятся понятны всем. Тем не менее именно так выглядит современное искусство: некий китч и режиссура.
Если более детально говорить про китч, то в первых рядах идет Маурицио Каттелан. Многие помнят, как несколько лет тому назад на арт-выставке в Майами прогремела новость: приклеенный банан продан за сумасшедшие деньги! Это был один из перформансов Каттелана, как и хулиганское «L.O.V.E.» — скульптура среднего пальца напротив Миланской биржи. Или памятник «Him», который выглядит со спины как ребенок, а с другой стороны мы видим Гитлера. Творчество Каттелана — это безусловный китч, высмеивание жизни и современного искусства в том числе, но тем не менее это имеет право быть.
Кого еще хочется отметить? Яёи Кусама. Она знаменита тем, что была подругой Энди Уорхола, несколько раз лежала в психиатрических больницах, употребляла психотропы. И ее работы — такой же психотропный мир, часто повторяющийся узор.
В 2015 году музей современного искусства «Гараж» привозил персональную выставку этой художницы в Москву. Там были две знаменитые инсталляции: «Бесконечная зеркальная комната», где тысячи пульсирующих огней отражались в зеркальных стенах, напоминая о бессчетном количестве душ в космосе, и «Указатель в бесконечное пространство» — необычный ландшафт, напоминающий мухоморы цветовым сочетанием и стирающий представление о привычном пространстве. Она одна из самых богатых ныне живущих художниц — ее произведение было продано за пять миллионов евро.
Безусловным кумиром для меня является Ансельм Кифер. Звезда, которая работает в достаточно размытой сфере: это и живопись, и скульптура, и пространственные тотальные инсталляции. Ансельм Кифер создал мое самое любимое произведение искусства.
В Милане есть место, которое мало известно туристам, — Pirelli HangarBicocca. Для его открытия в 2004 году Ансельм Кифер создал потрясающую инсталляцию. Так вот, «Семь небесных дворцов» и его выставка в этом году на Венецианской биеннале современного искусства — просто поражают. Для меня это то, что представляет собой тотальная инсталляция.
Безусловно, нужно упомянуть Такаси Мураками, который также выставлялся в Москве. Своеобразный мир автора стал довольно популярным, ведь японское аниме сейчас становится культом во всем мире.
Еще одним ярким представителем современного искусства является Дэмьен Херст. На его счету самое дорогое произведение искусства ныне живущего автора — «За любовь Господа!», платиновая копия черепа, инкрустированная бриллиантами.
Его скандальные инсталляции с мертвыми животными в формальдегиде, куколками, откуда вылупляются бабочки, спорные скульптуры — все это наглядно передает суть современного искусства, где идея и концепция ушли далеко вперед за рамки классических форм и средств, где мысль, которую зритель должен считать и прочувствовать, главенствует над странной и порой ужасающей формой.
Подвести черту под этим небольшим экскурсом в мир современного искусства хочется цитатой того же Дэмьена Херста, иллюстрирующей всю суть гениальности, которую признают чаще всего лишь спустя время: «Люди не любят современное искусство, но все звезды искусства живут жизнью своих современников — я не вижу здесь разницы. Микеланджело тоже наверняка сталкивался с этим, все с этим сталкивались. Я уверен, и в пещерах были люди, говорившие что-то вроде: „Мне нравится ваша пещера, но я ненавижу это дерьмо, накорябанное на стене!"»