От редакции. Константин Чайкин создает часы. Сначала придумывает, а потом собственноручно воплощает идеи в жизнь. Именно он создал часы с лицом Джокера, и это самые узнаваемые российские часы современности. Сейчас несколько тысяч человек стоит в очереди (к счастью, электронной) за правом купить собранное вручную устройство.
Чайкин убежден, что людям нужны классические механические часы даже сейчас — если не узнавать время, то подчеркивать статус.
***
Часы традиционно были прибором для измерения времени. Но за последние 10–15 лет они утратили эту функцию, время мы определяем чаще всего с помощью гаджетов. А часы сегодня играют две роли: это или аксессуар, или дополнительный гаджет для измерения шагов, отображения уведомлений и прочего. Часто встречаются люди, которые носят два устройства одновременно.
Аксессуары как явление существуют столько же, сколько существует человек разумный. И уверен, что будут с нами, пока есть человечество. Следовательно, и часы как аксессуар тоже всегда будут актуальны. Да, они трансформируются в сторону упрощения или усложнения. Но они всегда будут, я уверен в этом.
Я современный человек и понимаю ограничения механических часов. Более того, когда я бегаю или играю в теннис, то использую современные умные часы, у которых, к слову, тоже хватает ограничений, хотя бы по времени работы без зарядки. Поэтому они существуют и будут существовать параллельно, выполняя каждый свою определенную функцию.
***
Наша мануфактура сейчас не просто собирает готовые часы, а производит их с нуля. 50 человек трудятся ежедневно, что позволяет нам в год сделать больше 200 часов. С увеличением объемов производства сложнее отслеживать судьбу каждого экземпляра, но мы получаем обратную связь от многих клиентов. Во время выставок и мероприятий, в которых мы участвуем, я вижу конкретных владельцев моей продукции, которые носят мои часы. Часто можно встретить наши часы на аукционах, и там они стоят многократно дороже. Это важно для понимания рынка и того, куда движется бренд.
***
Нас очень много подделывают, от «Авито» до «Алиэкспресса» можно встретить пиратские копии. Сначала мы боролись с этим, но потом устали. Вы знаете историю братьев Райт, которые сначала изобрели самолет, а потом половину жизни провели в судах, доказывая свое право первооткрывателей? Они потратили жизнь на тяжбы, хотя могли придумать еще что-то новое и прекрасное. Я подумал, что это хороший пример, как делать не надо, и теперь не обращаю на подделки внимания.
На 99,9% уверен, что мой клиент не купит фейк и понимает ценность, а главное, стоимость оригинальных часов. Хотя была история, как один коллекционер приобрел очень талантливую подделку, не заметив разницы. Когда я ему сказал, что часы не оригинальные, он в прямом эфире местного ТВ их разбил. Есть фанаты бренда, у которых нет денег на оригинал, и они честно пишут мне, что купили фейк. Таких хочется пожурить, но приятно, что человеку нравятся мои идеи и он хочет прикоснуться к ним даже таким способом.
***
Чтобы купить наши часы, нужно встать в очередь. Она уже большая и постоянно увеличивается. Следствием этого является, как правило, то, что любая новая серия, любые новые часы раскупаются в течение одного дня. Буквально в день презентации на большую часть или даже на всю серию формируются предзаказы, которые затем в течение года или больше исполняются.
В листе ожидания сейчас где-то 2,5 тысячи человек. Такая ситуация не только у нас, разные бренды выбирают для себя разные стратегии при большом отложенном спросе. Мы для себя выработали следующую модель: если создаем новые часы, то какой-то процент их предлагаем старым клиентам, какой-то процент — новым клиентам, для того чтобы очередь могла двигаться.
Мы не можем нарастить объемы производства из-за большого количества факторов, начиная от сложностей, которые связаны с санкциями, заканчивая сложностями с отсутствием главного ингредиента любого продукта — людей, которых просто нет, которых нужно учить. Мы наращиваем объемы приблизительно по 5–10% в год. Это не тот вопрос, который можно решить с помощью инвестиций, — необходимо время. Потому что речь идет не про то, чтобы мастера могли разобрать или собрать часы. Мы производим детали и компоненты с определенным качеством, на уровне, который принято называть высоким часовым искусством. Этому и не учат ровно нигде, вообще нигде в России. Поэтому все наши сотрудники — это люди, которых мы здесь обучили и продолжаем учить.
***
В большинстве своем нашим покупателям 35–45 лет. Как правило, это люди, сделавшие себя сами, поэтому они понимают ценность ручного труда. Зачастую это коллекционеры, и часы Чайкина для них не первые. Изредка встречаются те, кто берет первые дорогие часы и между Чайкиным и Rolex делает правильный выбор.
Многие — это покупатели из-за рубежа. Наша первая международная выставка была в 2008 году в Вене. С этого момента каждый год много международных выставок, много клиентов, много партнеров, много коммуникации. Могу без шуток сказать, что иногда мне тяжело гулять по Женеве: меня постоянно узнают. Маленький город.
Когда у тебя продукт, названный твоим именем, то личный бренд невероятно важен. Но я не стремлюсь к широкой узнаваемости. У меня узкая ниша продукции, которая к тому же не для каждого потребителя. Есть нишевый бренд автомобилей Pagani, про который небольшая группа людей знает и покупает его. Массовой аудитории он не нужен, и это нормально. Это дает возможность не пытаться понравиться всем.
***
В нашей работе не бывает каких-то очень простых вещей. Мы, команда и я, сейчас работаем над колоссально сложными задачами, вы просто не представляете. Сложными техническими и творческими задачами, которые перед нами стоят.
Как бы круто все ни работало в специальной программе для проектирования и как бы хорошо ни работал пластиковый кинематический макет, в металле и реальном масштабе все иначе.
Почти всегда, когда созданный по новым принципам механизм собирается в «железе», он не работает. И надо искать причины. Это могут быть зазоры, ошибки сборки, ошибки при изготовлении деталей, просчет конструктора или неверно сделанные расчеты потоков энергии в механизме. Новые идеи требуют иного подхода, о котором не пишут в учебниках и нет ответов в собственном опыте. Шаг за шагом кропотливо искать мелочи, исправлять одну, затем следующую, и так до тех пор, пока механизм не начнет оживать. Сначала это будет пять секунд, потом полминуты, потом час, а потом вечность.
***
Мы стремимся говорить с аудиторией и объяснять, почему сборка часов — такое же творчество, как сложная скульптура или живопись. Сколько творческой энергии тратится на это, насколько это технически сложный продукт. Сотни тысяч часов человеческого труда и сложность механизма — отсюда вытекает такая немаленькая стоимость. Вот это все стараемся показывать, приглашать людей в гости, делать видео и посты в социальных сетях.
Не существует ни одного в мире покрытия, вообще ни одного, которое сравнилось бы по качеству с качеством покрытия циферблата часов. Ни одна нанотехнология не может сравниться с ним. А еще премиальные современные часы безупречны не только снаружи, но и внутри.
Если вы покупаете, условно говоря, люксовый автомобиль, гаджет или, например, кожаную визитницу от Hermès, вы рассчитываете на то, что на ней будет правильная строчка, не будут торчать нитки и так далее. Но речь о двух-трех деталях, максимум пяти. Чтобы их между собой собрать, нужно, допустим, сто часов. Возьмите самый дорогой мобильный телефон и вскройте его — внутри легко найти не очень аккуратную пайку, криво установленную микросхему. Под капотом Ferrari легко обнаружить криво прикрученный, со сбитыми шлицами болт. С часами такая история не допускается вообще. Такого нет нигде, ни в одном другом продукте.
***
Я для себя нашел формулу создания Вселенной. Не важно, что вы создаете, дом или планету, нужно три базовых ингредиента — это материя, энергия и время. Но есть четвертый ингредиент, наверное самый важный, — информация, которая позволяет из груды металла и стекла в итоге сделать часы. У нас сейчас в месяц проходит порядка 3000 деталей. Из них порядка 500 деталей абсолютно разные, отличающиеся друг от друга. И каждая деталь — это десятки различных операций, от 10 до 100 тысяч в месяц. При том что управляет, контролирует и находится здесь около 50 человек, которыми тоже нужно управлять, чтобы эти детали из куска металла превратились в итоге в произведение высокого часового искусства.