Планировать отдых заранее — это нормально. Это выгодно? и вообще все люди так делают. А вот когда отпуск слетает из-за не зависящих от тебя обстоятельств (например, купил ты путевку 23 февраля по выгодной цене, а на следующий день началась спецоперация со всеми вытекающими) — это не круто.
Турция (а кроме нее у нас осталось не так уж много заграничных курортов) уже прогнозирует, что из-за санкций и всего такого турпоток из России у них в этом году снизится на 50%. И снизится он не только из-за того, что стоимость путевок в РФ резко взмыла в недосягаемые высоты, а еще и потому, что туроператоры аннулируют туры.
Как быть, если ты оказался в этой лодке, можно ли вернуть деньги за не состоявшееся из-за форс-мажора путешествие и вправе ли компания оставлять твои деньги на депозите?
Может ли туроператор оставить деньги на депозите?
Туристические компании могут так сделать, но только с твоего согласия. По идее, тебе должны предложить несколько вариантов того, как ты будешь распоряжаться своими деньгами: вернуть, оставить на депозите до лучших времен или слетать на эти деньги в отпуск, выбрав из актуальных предложений. Если ты согласишься, так сказать, заморозить деньги, туроператор так и сделает. Если захочешь вернуть, а компания скажет, что пусть они еще немного полежат — это нарушение. Если оператор отказывается от выплаты, можешь потребовать еще и штраф за несвоевременный возврат.
Если ты решишь оставить деньги на депозитном счете, ты сможешь ими воспользоваться позже, выбрав путевку у той же фирмы, которой отдал деньги.
На что имеют право туристы?
Ты можешь в любой момент расторгнуть договор с туроператором по собственной инициативе. Тогда тебе вернут деньги, но не все. Кроме тех расходов, что турфирма уже потратила на твою поездку. Расходы эти нужно будет доказать документально. Например, предъявить договор и платежные документы, которые докажут, что туроператор перечислил невозвратный аванс зарубежному отелю. Чем раньше обратишься с заявлением об отказе от путевки, тем выше вероятность, что тебе вернут все деньги.
А вот когда договор с туристом расторгает туроператор в одностороннем порядке, да еще и без уважительной причины, тогда он обязан вернуть полную стоимость путевки. Но без нюансов здесь никуда: если обстоятельства существенно изменились и туроператор успел потратить часть денег на организацию поездки, он вправе удержать их с клиента. Такие траты тоже необходимо подтвердить.
На основании существенно изменившихся обстоятельств договор может расторгнуть и турист, и туроператор. Вот что относится к таким обстоятельствам:
непредвиденный рост транспортных тарифов;
турист заболел, ему отказали в визе или он не смог отправиться на отдых по другим не зависящим от него причинам;
изменились сроки поездки;
условия путешествия хуже, чем прописаны в договоре.
Также в договоре оговорены и другие форс-мажорные обстоятельства, среди них стихийные бедствия и спецоперации.
Сейчас многие туроператоры отменяют путевки по не зависящим от них причинам, потому что авиакомпании не могут летать за рубеж из-за закрытия воздушного пространства и риска ареста лизинговых самолетов. В этом случае договор с туристом должны расторгнуть. Но туроператор не виноват в том, что клиенты не смогут отправиться на отдых. Если турфирма до отмены путевки уже потратила часть денег на организацию тура и контрагент их не возвращает, она имеет право удержать их с клиента. Но должна будет показать договор и платежные документы, которые это подтвердят.
Как вернуть деньги?
Если фирма отказывается возвращать деньги, иди сразу в суд. Ты даже досудебную претензию направлять не обязан (такой порядок предусмотрен только для споров о качестве туров — например, если тебя должны были заселить в пятизвездочный отель, а поместили в двухзвездочный), но если направишь, то есть шанс, что фирма захочет решить вопрос в досудебном порядке и отдать тебе все, что полагается.
Если туроператор согласился вернуть стоимость путевки, но собирается вычесть расходы, которые успел понести, то должен подтвердить их документами. В законе не прописано, по какому курсу нужно возвращать деньги, если стоимость путевки рассчитывалась в валюте. Если туроператор возвращает деньги по курсу на момент покупки путевки, а ты с этим не согласен, правого определит суд.
Если, несмотря на претензию, контора откажется вернуть деньги и будет настаивать на депозите, ты вправе подать иск в суд. Это можно сделать по месту своего жительства, по адресу ответчика или по месту заключения или исполнения договора. Иск до 100 тысяч рублей направляют мировому судье, а при большей сумме — в районный суд.
А вообще, очень надеемся, что эта инструкция тебе не понадобится и ты с большим удовольствием посмотришь фото горячей чемпионки Кати Бравве в MAXIM — кадры, не вошедшие в журнал, — пока ожидаешь своего вылета.
Фото: Getty Images