Утильсбор — единовременный взнос, который с 2012 года платят импортеры машин.
«С 1 октября повышен утильсбор на 75-80% в зависимости от объема двигателя и года выпуска автомобиля: 1-2 л — 556 000 руб., более 3,5 л — 2 284 750 руб. Больше всего пострадают автомобили с мотором объемом более 3 л. Если потребитель хочет ввезти авто для личного пользования без продажи в течение одного года, то для него ничего не меняется, будет применяться льготный утильсбор в размере 3400 рублей или 5200 рублей для автомобилей с мотором до 3 л. Если автомобиль с объемом двигателя более 3 л, то, соответственно, уже автоматически идет ставка коммерческого утильсбора, поэтому в первую очередь подорожают — примерно на 1,2-1,5 млн руб. — все автомобили из Европы и других стран.
В дальнейшем планируется ежегодное повышение утильсбора на 10-20%. Из писем Минпромторга следует, что с 1 января 2025 года еще будет повышение на 20%. Не знаю, для кого это делается, потому что автобизнес сейчас в очень щепетильном состоянии из-за санкций.
«Проходные» машины (в возрасте 3-5 лет) будут идти напрямую в Россию, потому что таможенная пошлина стоит вменяемых денег. А все новые авто (от 0 до 3 лет) будут ввозиться через Киргизию или Белоруссию, потому что до сих пор есть варианты завезти такие машины дешевле. Таможенная сетка Киргизии осталась своя, не российская, и она на многие модели автомобилей ниже. К чему это приведет?
Я думаю, что, как минимум, к увеличению цен на все автомобили, потому что как только начинают расти в цене автомобили с мотором более 3 л, то за ними подтягиваются цены и на остальные автомобили, происходит цепная реакция. Один из характерных мемов на эту тему гласит, что в 2034 году все будут ездить на Toyota Camry с механикой и без кондиционера за 15 млн руб. Возможно, это не так далеко от истины, как кажется», — говорит частный специалист по подбору и доставке машин из-за рубежа Сергей Раевнев.
На какой-то период продажи новых машин снизятся из-за роста цен — как раз на размер утильсбора. Это произойдет не сразу, а по мере вымывания с рынка авто, ввезенных по старым правилам, — через 1-2 месяца. В России при этом есть определенное затоваривание рынка — порядка 200 тысяч нереализованных машин, которые также затормозят рост цен, полагает управляющий директор Frank Auto Ирина Франк.
«Затем вслед за ценами на новые авто подтянутся и цены на вторичку. Но это касается только авто с ДВС, а „электричек“ и гибридов рост „утиля“ коснется с 1 января 2025 года.
Да, продажи снизятся, но цены заградительными не станут. Те, кто ездил на авто премиального сегмента, продолжат это делать. Часть «льготников» будет пытаться ввозить через соседние страны, но риск наложения утильсбора в этом случае все равно присутствует. При этом у покупателей будет два варианта: купить авто в салоне уже со всеми надбавками либо заказать машину на себя, выступив импортером и таким образом сэкономив от 600 тыс. до 2 млн руб. в зависимости от марки и комплектации. Но это в случае, если не продавать потом машину в течение года, иначе придется заплатить «утиль» по полной ставке», — резюмировала эксперт.
Если говорить о продажах, то статистика показывает рост в сентябре: все пытались успеть с покупкой до повышения цен. Продажи установили новый месячный рекорд. В частности, 23–29 сентября они выросли на 14% неделя к неделе, до 41,7 тыс. штук. Исходя из средних ежедневных продаж месяца, в сентябре могло быть продано почти 165 тыс. новых легковых автомобилей, что является рекордом за последние 3,5 года. В декабре же традиционно бывает рост продаж, но в этом году он может быть нивелирован как раз повышением «утиля».