Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Как гробница на лондонском кладбище изменила дизайн знаменитой телефонной будки

Никогда не знаешь, где архитектора настигнет вдохновение.

8 февраля 2021Обсудить
Как гробница на лондонском кладбище изменила дизайн знаменитой телефонной будки | Источник: Getty Images
Источник:
Getty Images

Лондонской телефонной будке исполняется в этом году солидные сто лет. Старушка хорошо сохранилась и крепко держится за свое место в британской культуре.

Прославленная красная будка появилась на свет дождливым осенним днем 1921 года (ни для кого не секрет, что в Лондоне всегда дождь и осень). Оговоримся, что она не всегда была такой красавицей.

Первый дизайн

Дизайн первых телефонных киосков имел больше общего с возникшими в те же годы полицейскими будками. Киоски с телефонами, названные для простоты K1, были прямоугольными, с пирамидальной крышей, которую украшала кованая загогулина в форме копья. А цвета они были самого разного, но чаще всего — нежно-голубого и болотного.

Источник: Getty Images
Источник:
Getty Images

Простой дизайн не понравился британцам, привыкшим к викторианской эклектике. Англичане упорно саботировали работу будок, которые, как им казалось, портили благородный облик Лондона, и сопротивлялись их установке на улицах столицы.

Тогда для разработки нового дизайна пригласили трех уважаемых архитекторов: Роберта Лоримера, Джона Бернета и Джайлса Гилберта Скотта. На последнем мы задержимся поподробнее, потому что именно Скотт сыграл в создании нового дизайна решающую роль.

Джайлз Гилберт Скотт был известным английским архитектором, спроектировавшим множество известных зданий в Лондоне — библиотеку Кембриджского университета, Леди-Маргарет-Холл, ныне не действующую угольную электростанцию Баттерси. Баттерси, гигантское кирпичное здание в модном в те годы стиле ар-деко, засветилось в фильмах «Темный рыцарь», «Доктор Кто» и ещё много где.

Однако самым известным творением Скотта стала вторая версия киоска с телефоном, по традиции получившего название К2.

Вторая попытка

Терзаемый муками творчества, мрачным лондонским вечером Скотт отправился на кладбище Old St Pancras в поисках уединения. По крайней мере, так мы представляем себе день, когда Скотт увидел мавзолей на могиле жены архитектора Джона Соуна и подумал — это то, что надо.

Не будем осуждать Скотта: украсть дизайн у Джона Соуна было честью. Среди лучших работ последнего — Банк Англии (позже перестроенный), Далиджская картинная галерея и его собственный дом в Лондоне, который сейчас стал Музеем сэра Джона Соуна.

Гробница, спроектированная сэром Джоном, имеет куполообразную кровлю, стоящую на четырех колоннах. Крыша украшена сосновой шишкой, под которой вырезана змея. Змея занята делом — она проглатывает собственный хвост, образуя таким образом символ вечности, который пользуется на кладбищах большой популярностью.

Купол мавзолея, спроектированный Джоном Соуном | Источник: Википедия, David Edgar
Купол мавзолея, спроектированный Джоном Соуном
Источник:
Википедия, David Edgar

Дизайн K2 был хорошо принят Королевским почтовым отделением. Джайлз Гилберт Скотт пожелал, чтобы K2 был окрашен в серебристый цвет с сине-зеленым салоном, но Главное почтовое управление выбрало красный цвет — как самый заметный.

Антарктида, туристка рядом с лондонской телефонной будкой возле станции Фарадей, 1981 г. | Источник: Getty Images
Антарктида, туристка рядом с лондонской телефонной будкой возле станции Фарадей, 1981 г.
Источник:
Getty Images

Было произведено и установлено около 1700 киосков.  Дизайн телефонного киоска продолжил меняться, стал менее классическим и дорогостоящим, но конструкция осталась прежней: узнаваемый прямоугольный ящик с куполообразной крышей.

С годами телефонные будки стали символом британской культуры, и, хотя в них давно уже нет нужды, сотни таких телефонов все еще стоят по всей Великобритании.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения