От редакции. Про Гарика Харламова можно написать бесконечность тезисов — но смысл, если вы все и так его знаете? В этом году комик вновь стал актером и снялся в фильме «Теща» с Ларисой Гузеевой.
Мы знаем сюжет, но лучше вам все увидеть cамим. Зато мы попросили Харламова вспомнить, какие тещи встречались ему в реальной жизни, а не перед камерами. И что вообще скрывается за этим конфликтом «теща — зять».
Этот материал —
В моей жизни было два опыта нахождения в браке; соответственно, в каждом из них был такой бонус, как теща. Очень важно, что матери моих жен никогда не жили с нами вместе. Еще важнее, что у них есть мужья. Потому что если у вашей тещи нет мужа и она живет с вами, то вам придется быть двойным мужем: и для своей жены, и для ее мамы. Так подсказывает мне опыт, ведь вопросы к вам будут у обеих дам. И вопросы эти, что важно, будут по совершенно разным аспектам.
Я вообще вижу большую проблему в ситуациях, когда дети и родители живут вместе. Рано или поздно бытовые проблемы начнут вылезать наружу. Химия рано или поздно пройдет, начнется реальность, огромной частью которой быт и является. Все это приводит к ссорам, а тут, только представьте, еще против вас ее мама. Не жизнь, а кино «Двойной удар» с Ван Даммом.
Формально первый раз я столкнулся с тещей в детстве. Это была теща моего папы. Но я называл ее бабушка, как вы понимаете. И бабушка — это святое. Бабушка любит тебя безвозмездно. И ты ее любишь так же — чистой, наивной любовью, не зная о существовании других проблем. Это когда уже становишься взрослым, влюбляешься и затем женишься на женщине, вдруг понимаешь, что есть еще один человек. Тоже женщина (очень похожая на твою жену, но постарше). И, как правило, проблемы, которые транслирует твоя жена, в гипертрофированном варианте транслирует еще и ее мама.
Впрочем, слава богу, у меня такого не было. Мои бывшие тещи (звучит как название для фильма, конечно) — замечательные женщины. Они никогда не лезли внутрь семьи, в этом плане мне повезло. Иногда теща могла приехать на несколько дней, но в основном мы виделись на семейных праздниках. Но еще раз: не было такого, что у меня на двери дома табличка висела: «Теще вход запрещен». Нет, она когда хотела, тогда приезжала, и все замечательно. И вообще, уважаемые бывшие тещи, если вы хотите, приезжайте: мой дом открыт.
Но разные истории случаются. Слышал, что есть ситуации, когда теща просит зятя называть ее мамой. По мне, это, как сейчас модно говорить, кринж полный. Мамой… Ну, называйте меня тогда папой!
В этой коммуникации изначально непростые вводные. Нужно выстроить отношения с женщиной, которая… в лучшем случае будет к тебе несколько предвзята, в худшем — ты ей сразу по умолчанию не нравишься. Ведь, как правило, матери дочерей — собственницы. И она отдает тебе свою роднулечку, которую ты грязными лапами… Бороться с таким сложно, даже бесполезно. Можно только юмором реагировать, и то не всегда хватает на это сил и эмоций.
Короче, если сразу не заладилось, то могу пожелать вам, мужики, только терпения!
***
Шутки про тещу, про ее взаимоотношения с зятем — это часть бытового юмора. А бытовой юмор — это основа всего юмора вообще. Бесконечные анекдоты про тещу, собственно говоря, из жизни-то и идут. Потому что практически все сталкиваются с этой проблемой. Повторюсь, мне — повезло. И повезло дважды. Мои тещи были современные, нормальные. У них были свои семьи, и им было не особо до нас. Но чаще бывает по-другому, а весь юмор вообще из-за конфликтов, по сути.
Муж, жена и любовник/любовница. Или муж, жена и теща. Конфликт, порождающий юмор. У нас вообще исторически юмором спасаются люди. Ведь юмор очень часто, по сути, завуалированная правда. Сильно завуалированная. Проще засмеять проблему, чем решить ее. Ну вот с той же тещей, ну не пойдешь же ты с ней драться. Проще ее высмеять. Создать некий абстрактный образ и весь свой негатив в шутки про этот образ запустить.
И сейчас еще, если вдруг не заладилось, можно без проблем особых развестись. А в Советском Союзе (я 1981 года рождения и имею право ссылаться на СССР) попробуй разведись. Сразу и на работе проблемы начнутся, и собрания по поводу тебя будут собирать, обсуждать публично. Там задний ход дать вообще было невозможно. Так что мучились и сочиняли анекдоты. Чем юмор актуальнее и чем ближе к действительности, тем он смешнее и острее.
Наверняка есть примеры шуток, где зять — тупица, а теща прекрасная. Но вряд ли вы найдете их много по простой причине. Вы не найдете такое количество женщин с зятьями, которые бы сидели и сочиняли их. Тещам не до этого! Да, сейчас есть женский стендап, там много-много женского юмора. Но исторически было так, что юмор — мужская прерогатива больше. Поэтому, я думаю, зятья активнее работали над юмором о том, как их заколебали эти тещи. Хотя я думаю, что как разовое явление было бы очень интересно послушать монолог от какой-нибудь тещи с шутками про зятя.
Но в Comedy за все двадцать лет, по-моему, не было ситуаций, чтобы кто-то приходил и начинал жаловаться на тещу. Но даже если кто-то сталкивается, то нам смысла рассказывать не было особо. Пришел бы на съемки, допустим, Демис Карибидис или Паша Воля и сказал: «Чувак, короче, у меня с тещей просто такая жопа!» Во-первых, это бессмысленно: ну что мы сделаем? Посочувствуем только. Во-вторых, у всех в этом плане все вроде бы хорошо. Наверное, во многом эта проблема тянется из времен, когда развестись было сложнее, а несколько поколений семьи жили вместе в одной небольшой квартире. Однако я считаю, что эта проблема в той или иной форме будет всегда. Это вечное колесо, вечное абсолютно.
***
Поэтому, собственно, и появился наш фильм «Теща». Я еще его промоутировал пять лет в соцсетях, не зная об этом. Весь этот наш выдуманный СМИ и аудиторией конфликт с Ларисой Гузеевой раскручивал фильм до его придумывания и создания. Круто же! Мы даже не были с Ларисой знакомы, и на первой встрече был диалог:
— Ну что, ненавидите меня?
— Я думала, ты меня ненавидишь!
— А как я могу вас ненавидеть, мы даже не знакомы!
— Не знаю, была уверена, что ты меня просто решил изжить! (Смеется.)
То есть у нас, в принципе, изначально были подходящие вводные для этих ролей: я — зять, она — теща. В итоге получилось, как мне кажется, очень новогоднее кино. В каком-то смысле трамедия, потому что там даже есть моменты, чтобы поплакать.
Может, излишне комплиментарно прозвучит, но я правда не ожидал, что настолько мы сойдемся по химии. Этот надуманный конфликт пошел на пользу проекту точно. У нее в мире я был злодей, и в моей вселенной она… антагонист, скажем так. И мы начали на этом противоходе работать.
Лариса — профессионал с большой буквы. У нее был довольно большой перерыв актерской карьеры, но она вообще не утратила умения работать в кадре. Она, конечно, грандиозная, она мастер. А мне, так как я вообще без актерского образования, нужно было подтягиваться и соответствовать, при том что у меня задача была-то попроще (узнаете из фильма почему). У меня очень ламповые ощущения остались от съемок этого проекта.
У Ларисы в самом начале образ — выжимка всего ужасного, что говорят про тещу. Адский герой. Я не желал бы никому такую встретить. Она играет прям ужасную тещу, ужасного человека.
***
Мной постоянно командуют женщины. Последний раз это случилось на съемках Comedy Club, где Марина Кравец после репетиции номера сказала мне: «Давай еще раз». Они командуют нами всегда. И приходится, несмотря ни на что, начинать это делать опять. Наверное, это замечательно. Жизнь прекрасна. Кто-то командует, кто-то не командует. Ну и вы тоже можете иногда покомандовать, в конце концов.
Ну так, аккуратно.
У меня все-таки советское воспитание. И если мне бабушка-уборщица будет кричать «Куда по помытому?!», то я извинюсь и выйду. Ведь женщина, во-первых. Во-вторых, старше. В-третьих, ну, просто зачем конфликтовать? Если у нее звездный час ее власти надо мной, пусть будет так. Повинуюсь. Ничего страшного. Ну, тем более если действительно по мытому пошел…
Хотя бывает иногда, что если без причины, то могу как-то посраться. От души.