Турецкие наслаждения (Turks fruit), 1973
Началось все с этой невероятно энергичной мелодрамы. Да-да, «энергичная мелодрама» — странное сочетание, но все так и есть. Пол Верховен снял весьма откровенную ленту, в которой совсем еще молодой Рутгер Хауер встречает свою любовь. И быстро, прямо на наших глазах, ее прожигает.
Это такой фильм, который просто не может не понравиться. Он еще номинировался на «Оскар» в иностранной категории, в итоге уступив производственной комедии Трюффо о кинематографе «Американская ночь». Хороший был год…
Солдаты королевы (Soldaat van Oranje), 1977
Почти эпическое полотно Пола Верховена об антигитлеровском подполье в Нидерландах. Может быть, самая лучшая из всех кинокартин про Сопротивление в Западной Европе. Потому что и Сопротивление в Нидерландах было далеко не игрушечным, и тандем Верховен плюс Хауер — сама по себе титаническая сила.
Бегущий по лезвию (Blade Runner), 1982
В киберпанке Ридли Скотта Рутгеру досталась роль опасного, но обреченного беглого киборга. Хотя это и не центральный персонаж, на нем тоже лежит в полной мере заслуга в том, что кино получилось. Там вообще сошлись все звезды в одной точке в прекрасный момент: Филип К. Дик, Ридли Скотт, Харрисон Форд, Рутгер Хауер да еще Вангелис со своим саундтреком.
Плоть + кровь (Flesh+Blood), 1985
Вновь Верховен призывает к себе Хауера, и они разыгрывают кровопролитный спектакль в европейском Средневековье. Надо заметить, что темы чумы, насилия и баталий в кинематографе того времени получались не самым достойным образом. «Плоть + кровь» оказалась редким исключением, которое вставляло при просмотре не по-детски.
Попутчик (The Hitcher), 1986
Советские граждане узнали Рутгера Хауера вместе со стартом эры видеокассет. И тут главнейшим триггером оказался даже не «Бегущий по лезвию», а ныне подзабытый фильм «Попутчик». Это был архетипичный угрюмый жестокий триллер 80-х. Тогда такие были в почете. Причем за угрюмость и жестокость отвечал в первую очередь именно Хауер, который воплощал неуловимое зло, убивающее тех, кто попадался ему на безлюдном шоссе. Фильм — далеко не классика, конечно, однако же знаковый артефакт своей эпохи.
Побег из Собибора (Escape from Sobibor), 1987
Да-да, кинолента о том самом бунте в нацистском лагере смерти Собибор, про который в 2018 году снял свое кино Константин Хабенский. Более древний фильм с Рутгером Хауером был все же посильнее. Поставил его большой любитель исторического и политического кино англичанин Джек Голд. Хауер играет пленного красноармейца Александра Печорского, который и стоял во главе восстания заключенных.
Бомж с дробовиком (Hobo with a Shotgun), 2011
Кино, которое, скажем так, тяжело пойдет у зрителя случайного. А вот для тех, кто специально ради Рутгера Хауера собрался потратить полтора часа свободного времени, это будет забавный опыт. Потому что этот грайндхаус заточен ровнехонько под этого актера. В нем показан жестокий-жестокий мир, который издевается над нищим бродягой, а тот вдруг собирает в кулак остатки гордости и мстит с фонтанами кровищи.
На закате карьеры Хауер снимался в основном на третьих ролях не пойми где, а «Бомж с дробовиком» — его трешевый, но честный, бодрый бенефис.