Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

20 лучших фильмов, вдохновленных книгами Лавкрафта

Большинство из этих лент сняты недорого, поставлены аскетично и требуют от зрителя особого мистического азарта, чтобы проникнуться концепциями и погрузиться в атмосферу.

27 января 202488

Историческая справка

Если среди читателей завелся кто-то незнакомый с Говардом Лавкрафтом, придется пояснить. Это папа Ктулху. Писатель, придумавший так много страшных историй о Ктулху, «Некрономиконе» и межпланетных богах, что его с перепугу назвали классиком хоррора — посмертно.

20 лучших фильмов, вдохновленных книгами Лавкрафта | Источник: соцсети
Источник:

соцсети

Последняя волна

The Last Wave, Австралия, 1977

Источник: кадр из фильма
Источник:

кадр из фильма

Выдающийся австралийский режиссер Питер Уир создал картину об апокалиптических видениях и о той роли, которую в судьбе Австралии могут сыграть древнейшие божества и духи, обитавшие на ее территории. Красивый, дождливый и пугающий отсутствием оптимизма этнический триллер.

Зловещие мертвецы

The Evil Dead, США, 1981

Источник: кадр из фильма
Источник:

кадр из фильма

Классика демонического жанра от Сэма Рэйми в рядах киноманов славна еще и тем, что внедрила в сознание зрителей знание о «Некрономиконе», доселе доступное лишь ярым последователям культа Лавкрафта. Правда, надо учитывать тот факт, что само слово в фильме не звучит: «Книга мертвых» здесь зовется «Натуром Демонто». А название «Некрономикон Экс Мортис» озвучено только в следующих двух сериях трилогии.

Реаниматор

Re-Animator, США, 1985

Источник: кадр из фильма
Источник:

кадр из фильма

Экранизация цикла коротких рассказов Лавкрафта и по совместительству один из самых мясных фильмов видеоэпохи. Надо признать, что истории о реаниматоре, воскрешающем мертвецов в морге, — не самые сильные писания в портфолио Лавкрафта, так что и от фильма многого ждать не следует.

Это все же продукт своей эры, задорно смотревшийся в 1985 году, но сейчас вызывающий лишь легкое ностальгическое любопытство. Впрочем, если требуется нечто под пиво на Хеллоуин, то почему бы и не «Реаниматор»? Упомянем еще сиквел «Невеста реаниматора» (1989), который совсем далеко отошел от литературного первоисточника, но все равно заимел свою долю заслуженного успеха.

Извне

From Beyond, США, 1986

Источник: кадр из фильма
Источник:

кадр из фильма

Буквально через год после успеха «Реаниматора» Стюарт Гордон показался на публике еще с одной экранизацией Лавкрафта, которая, однако, прошла почти незамеченной.

По сюжету ученые-авантюристы создают резонатор, открывающий портал в иные измерения, из них в наш мир просачивается всякая гадость, которая только и делает, что убивает, калечит и сводит людей с ума. Кино безнадежно устарело не то что сейчас, но уже через пару лет после выхода. Тем не менее это достойная внимания постановка сюжета Лавкрафта от команды честных и преданных авторов.

Гнездо пауков

Il nido del ragno, Италия, 1988

Источник: кадр из фильма
Источник:

кадр из фильма

Малоизвестный и явно недооцененный итальянский хоррор, снятый в традициях и духе арджентовской «Суспирии». Ты увидишь, как исследователь-теолог прилетает из Далласа в Будапешт, чтобы изучить труды своего соратника, и тотчас попадает в сети древнейшего религиозного ордена.

С Лавкрафтом это кино объединяет идея некоего планетарного, интернационального божественного культа, который существует отдельно от всех остальных религий, идентичен во всех уголках мира и при этом остается абсолютной тайной для непосвященных.

Воскресший

The Resurrected, США/Канада, 1991

Источник: кадр из фильма
Источник:

кадр из фильма

Без особого энтузиазма и искорки, но все же вполне удобоваримое кино, поставленное по одному из самых объемных трудов Лавкрафта — «Случай Чарльза Декстера Варда». Случай не бог весть какой оригинальный, но дающий простор для устрашения зрителя: исследователь становится обладателем древних рецептов вечной жизни и начинает ставить крайне неприятные эксперименты в подвалах своего особняка. Как и полагается в каждом втором фильме по Лавкрафту, не обошлось без показа психиатрической лечебницы.

Хронос

Cronos, Мексика, 1993

Источник: кадр из фильма
Источник:

кадр из фильма

Ранняя и не очень хорошо знакомая широкому зрителю картина Гильермо дель Торо демонстрирует его неудержимую тягу к лавкрафтовской мистерии и атмосфере. Недаром же дель Торо вот уже много лет носится с идеей поставить «Хребты безумия», но пока не обрел должного финансирования.

«Хронос» — фильм о том, как проклятый предмет порабощает даже самую сильную личность. Хотя сценарий писался с чистого листа, сей фильм — отличная возможность увидеть и прочувствовать, как бы выглядела постановка по любому среднестатистическому рассказу Лавкрафта в руках мастера экстра-класса. Очень атмосферно, живописно и совсем-совсем невесело.

В пасти безумия

In the Mouth of Madness, США, 1994

Источник: кадр из фильма
Источник:

кадр из фильма

Один из самых мощных лавкрафтовских фильмов в истории кино, как ни странно, в своей основе полностью оригинален и не отсылает нас к какому-то конкретному из рассказов Лавкрафта. Скорее, это нечто вроде переосмысления его книг на экране оптом — всё и сразу.

Ленту ставил мастер этого дела Джон Карпентер, и по сюжету некий агент отправляется в богом проклятую глубинку, чтобы встретиться там с автором романов хоррор-жанра. Ну и, как водится, становится свидетелем апокалиптического ритуала, открывающего врата в иные измерения, населенные чудищами.

Дагон

Dagon, Испания, 2001

Источник: кадр из фильма
Источник:

кадр из фильма

Лента режиссера Стюарта Гордона, который, наверное, живет в шкафу с книгами Лавкрафта, Гордон ведь в ответе за фильмы «Реаниматор» и «Извне», о которых речь шла выше. «Дагон» базируется на новелле «Тень над Иннсмутом», в которой яхту с туристами прибивает к мрачному городку, заселенному выродками.

Далее, как водится у Лавкрафта, героям предстоит крайне неприятное знакомство с доисторическими кровожадными морскими божествами. Исходный сюжет перелопачен очень изрядно, а вот решать, хорошо это или плохо, советую вам самостоятельно, благо обойти этот фильм никак не удастся.

Мастера ужасов: Сны в доме ведьм

Masters of Horror: Dreams in the Witch-House, Канада/США/Япония, 2005

Источник: кадр из фильма
Источник:

кадр из фильма

Эпизод из очень недурственного телесериала ужасов Masters of Horror. Если есть желание приобщиться к нему, попробуйте особенно серию «Сигаретный ожог», поставленную Джоном Карпентером. Но в данный момент нас интересует эпизод «Сны в доме ведьм», основанный на повести Лавкрафта «Грёзы в ведьмовском доме», написанной в 1932 году.

Студент снимает комнатенку в обветшалой халупе, где в силу архитектурных обстоятельств происходит смыкание нашего мира с потусторонним измерением, откуда регулярно приходит ведьма и требует новых жертв. Серия не длинная, но свое дело знает и кровавый отпечаток в сознании зрителя гарантирует.

Зов Ктулху

The Call of Cthulhu, США, 2005

Источник: кадр из фильма
Источник:

кадр из фильма

Экранизация одного из основополагающих мифов Говарда Филлипса Лавкрафта выполнена в лаконичном и очень грамотном формате стилизации под старое немое кино. Режиссер старался, чтобы лента смотрелась так, будто снята в 1926-м — в год первой публикации новеллы «Зов Ктулху».

Книга бережно перенесена на экран с сохранением не только буквы, но и духа произведения. И это неудивительно, учитывая, что проект создавался при участии H.P. Lovecraft Historical Society — официального международного клуба лавкрафтоведов и ктулхопоклонников.

Последняя зима

The Last Winter, США, 2006

Источник: кадр из фильма
Источник:

кадр из фильма

Люто холодный арктический триллер. Нам показана история о том, как геологи добурились до тех слоев нефтяных захоронений (ведь ты же помнишь, что нефть — это доисторические останки флоры и фауны?), где покоились недружелюбные духи архидревних чудищ.

Кино неспешное и поначалу чрезмерно болтливое. Но к середине фильма фонтан словоблудия затыкается, и начинается старая добрая игра на выживание. И здесь еще есть актер Рон Перлман, которому достался очень неоднозначный персонаж.

Полуночный экспресс

The Midnight Meat Train, США, 2008

Источник: кадр из фильма
Источник:

кадр из фильма

Вот она, загадка природы: почему этот фильм переводчики обозвали «Полуночным экспрессом», в то время как и оригинальное название, да и сам сюжет отсылают к мясницкому поезду? Основное действие происходит в метро, где в пустующих вагонах орудует непобедимый безмолвный мясник. Картина очень и очень кровожадная, хотя сюжет имеет склонность местами провисать. А подлинно лавкрафтовские идеи раскрываются лишь в самом финале, который заслуживает полуторачасового ожидания.

Закопанные

The Burrowers, США, 2008

Источник: кадр из фильма
Источник:

кадр из фильма

Вестерн о том, как на Диком Западе белый человек принял столкновение с древними зловещими силами за обычные происки индейцев. Художественными достоинствами лента не блещет, но всегда приятно лишний раз задуматься о том, чему нас учил Лавкрафт: в этом мире есть существа многократно старее и сильнее любых цивилизаций.

Дорога из желтого кирпича

Yellowbrickroad, США, 2010

Источник: кадр из фильма
Источник:

кадр из фильма

Несколько передержанная картина, которую было бы уместней утрамбовать в формат 40-минутного хоррор-сериала. В полном же метре история о том, как туристы-исследователи отправились в леса по проклятому пути и безуспешно ищут путь назад, утомляет чрезмерной монотонностью. Тем не менее этот триллер содержит пару идей и образов, которые запоминаются и надолго приводят зрителя в состояние лавкрафтовской безнадеги.

Цвет

Die Farbe, Германия, 2010

Источник: кадр из фильма
Источник:

кадр из фильма

Небогатое немецкое кино по рассказу «Цвет из иных миров». Хороший пример реализации на экране драмы декаданса и умирания человека под воздействием неведомых космических сил. Посмотреть фильм стоит, но надо отдавать себе отчет в том, что даже намеков на экшен здесь не предполагается.

Хижина в лесу

The Cabin in the Woods, США, 2011

Источник: кадр из фильма
Источник:

кадр из фильма

Яркий постмодерн, наколдованный лавкрафтовскими письменами и поставленный по сценарию Джосса Уидона («Мстители», «Миссия „Серенити“»). Хотя эта бодрая пародия на все кинохорроры разом не склонна настраивать зрителя на серьезный лад, все же финальные откровения выдают забористые отсылки к идеям протобогов, традиционно присущие мирам Ктулху и его друзей.

Шепчущий во тьме

The Whisperer in Darkness, США, 2011

Источник: кадр из фильма
Источник:

кадр из фильма

Полотно от режиссера Шона Брэнни, того самого человека, что поставил немой «Зов Ктулху». Каноническая новелла «Шепчущий во тьме» нашла воплощение опять в черно-белой форме, но уже со звуком и полноценным хронометражем. Это история о том, как пришельцы вербуют землян, обещая раскрыть им дивные секреты Вселенной, но при этом полностью подчиняют себе их плоть и разум. Стилизовалась картина явно под научную кинофантастику 1940-х —1950-х годов, отсюда несколько деревянная игра актеров, топорные декорации и спецэффекты. И в реестр лучших лавкрафтовских кинодостижений она попадает легко, пусть даже авторы позволили себе некоторые творческие вольности.

Европа

Europa Report, США, 2012

Источник: кадр из фильма
Источник:

кадр из фильма

Ктулхофилы по каким-то своим сугубо религиозным причинам любят это кино, хотя на первый взгляд его связь с творениями Лавкрафта неочевидна. Я полагаю, что они воспринимают этот недорогой, предсказуемый и очень неторопливый фильм как некое путешествие на космическую родину Ктулху. История представляет собой видеоотчет о полете первой экспедиции на шестой спутник Юпитера, где, понятное дело, ничего хорошего их не ждет.

Секретный эксперимент

Banshee Chapter, США, Германия, 2013

Источник: кадр из фильма
Источник:

кадр из фильма

Любопытнейший видеофильм, сотканный по мотивам уже упоминавшегося здесь ранее произведения Лавкрафта «Извне» (также известен как «Из глубин мироздания»). Картина повествует о том, как авантюристы из числа молодежи испытывают на себе секретные военные наркотики, после чего становятся объектом преследования тварей из параллельных вселенных.

Картина недорогая и малоизвестная, тем не менее принадлежит к числу наиболее качественных постановок в лавкрафтовском стиле. Особую изюминку сюжету придает образ полоумного писателя-фрика, явно списанный с Хантера С. Томпсона.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения