Мы уже размышляли вместе о том, стоит ли пересматривать победителей «Оскара» за последние годы. А сейчас созрела тема куда как более острая и даже пикантная. Давай вспомним те фильмы, которые были номинированы в категории лучший фильм, и все за них болели, переживали, свечки в церкви ставили. Только «Оскара» они так и не увидели. Или увидели, но не в категории «Лучший фильм».
Как правило именно такие работы пользуются настоящей всенародной любовью.
Оскар-2010
«Аватар» (Avatar) режиссёра Джеймса Кэмерона
Утопив «Титаник» Джеймс Кэмерон не долго плакал. Он сразу стал вынашивать план космической саги о покорении кислотно пестрого мира. Заняло это 15 лет — на экраны «Аватар» вышел к Рождеству 2009 года и собрал всё еще никем непобежденную сумму в прокате. 2,8 миллиарда долларов.
У «Аватара» лишь один по-настоящему существенный изъян: он заставил нас поверить, будто будущее принадлежит трехмерному кино. Вслед за фильмом как грибы после дождя расплодились 3D-кинозалы, 3D-телевизоры, 3D-игры. Но оказалось, что в руках Голливуда 3D работает из рук вон плохо, просто «Аватар» был штучным товаром.
Оскар-2011
«Начало» (Inception) режиссёра Кристофера Нолана
Архитекторы, грабители и фармацевты в одной международной банде, создающей сны, в том числе опасные и под заказ. Даже на словах это звучит ух как забористо. И смотрится не хуже.
В итоге вышел самый народно любимый, и до сих пор обсуждаемый фильм Кристофера Нолана. «Начало» — камень в огород те, кто вечно ноет, будто в Голливуде иссякли свежие сюжеты. Они есть, их полно. Просто заставить массового зрителя смотреть такой фильм можно только при наличии Нолана за камерой и Ди Каприо — перед камерой.
Оскар-2012
«Девушка с татуировкой дракона» (The Girl with the Dragon Tattoo) режиссёра Дэвида Финчера
Не лучший фильм Финчера, зато вернувший нам того самого, правильного Финчера. Режиссёр заблудился среди судебных драм да социальных мелодрам, а людям просто хотелось видеть старый, злой финчеровский триллер.
Шведский писатель Стиг Ларссон умер до того, как его романы стали издаваться. По большому счету режиссёр мог делать все что угодно с исходным материалом, не оглядываясь на автора. И вот тут Финчер немного не дожал со смелостью. Впрочем, в безрыбном сезоне Оскар-2012 и это смотрелось замечательно.
Оскар-2013
«Жизнь Пи» (Life of Pi) режиссёра Энга Ли
Красивейшая экранизация зоотрипа (во всех смыслах слова «трип») канадского писателя Янна Мартела. После безумного шторма индусский мальчик Пи оказывается в дрейфующей шлюпке с натуральным зоопарком. И его ждет приключение, мало похожее на те, что мы читали в детских романтических романах. Очень свежая история с вырвиглазно красивой картинкой и бесконечным потенциалом для пересмотра.
Оскар-2014
«Жасмин» (Blue Jasmine) режиссёра Вуди Аллена
Самая крепкая — и никак не комедийная — драма из позднего, красиво увядающего Вуди Аллена. Можно, конечно, спорить на тему кто или что вытащило эту картину на уровень выше обыденно высокого — тема, диалоги или игра Кейт Бланшетт. По сути именно для неё фильм и писался. В итоге Бланшетт проснулась с «Оскаром», а Вуди Аллен — без.
Оскар-2015
«Отель „Гранд Будапешт“» (The Grand Budapest Hotel) режиссёра Уэса Андерсона
Режиссёр фильмов-открыток Уэс Андерсон снял свой самый открыточный фильм, в котором лакеи и горничные наполняют почти сказочной жизнью отель в Зубровке. Даже когда в «Гранд Будапешт» приходят безнадежно тёмные времена, герои находят единственно правильный путь, ровно тот путь, которому нас вечно учит американское кино — дружба, верность, любовь, избыток остроумия. Даже непонятно, почему «Отель» так и не дотянулся до статуэтки.
Оскар-2016
«Безумный Макс: Дорога ярости» (Mad Max: Fury Road) режиссёра Джорджа Миллера
Создателя всех «Безумных Максов», австралийца Джорджа Миллера на самом деле любят в Голливуде. Ты наверное даже удивишься, за что у него есть настоящий «Оскар» — за мультик «Делай ноги» про тупых поющих пингвинов.
Можно много гадать, почему столь грязное и жестокое кино, как четвертый «Безумный Макс» попал в главные номинации Академии. Его победа смотрелась бы так же, как выигрыш Lordi на «Евровидении». И все равно все мальчики болели за «Дорогу ярости». Девочки тоже в этом были замечены!
Оскар-2017
«Ла-Ла Ленд» (La La Land) режиссёра Дэмьена Шазелла
Вряд ли «Ла-Ла Ленд» был лучшим кинофильмом того года. Он даже не был лучшим музыкальным фильмом — в Ирландии точно тогда же вышел незаурядный «Синг Стрит». Но людей он зацепил. А ведь на мюзикл в кино зрителя просто так не вытащишь, тут нужна как минимум биография больного СПИДом британского рокера или шведские хиты семидесятых.
«Ла-Ла Ленд» засел в народной памяти без помощи Queen или ABBA. Это даже не бродвейский мюзикл! То есть сработала некая магия, за которую «Оскар», безусловно, полагается.
Оскар-2018
«Три билборда на границе Эббинга, Миссури» (Three Billboards Outside Ebbing, Missouri) режиссёра Мартина Макдонаха
Тот случай, когда в «Оскаровскую» гонку запущена картина, которая нравится решительно всем. И при этом у финальной ленточки академики, заявляют, что она недостаточно хороша.
А ведь эта самая задиристая и смелая история, показанная в Голливудском кино за последние годы. Это фильм, который уже победитель где-то в глубине души. «Три билборда» не победили, видимо, только потому, что сеяли нечто недостаточно доброе и толерантное.
Оскар-2019
«Фаворитка» (The Favourite) режиссёра Йоргоса Лантимоса
Бешеный костюмированный бардак на тему цариц, любовниц и сорвиголов 18 века. В стиле режиссёра Питера Гринуэя, исторический сарказм которого киноманы считали давно утраченным.
Десять оскаровских номинаций, а статуэтка в итоге лишь одна — актрисе Оливии Колман, которая явно к этому была не готова и явилась к микрофону без шпаргалки.
Оскар-2020
«Однажды в Голливуде» (Once Upon a Time in Hollywood) режиссёра Квентина Тарантино
В тот сезон был мощнейший конкурс. Почти каждый номинант стал бы фильмом года, если б вышел годом раньше или годом позже. Только «Однажды в Голливуде» не мог выйти в другое время — Тарантино жестко привязал премьеру к годовщине резни, устроенной бандой Мэнсона.
Многие так и думали, что состоится криминальный триллер о хиппи-убийцах. А вместо этого обрели сказку о чудодейственных свойствах Голливуда где-то в альтернативной реальности, где Брэд Питт и Ди Каприо снимаются в кино только вместе. Воистину чудесная параллельная вселенная.