1. Гром и молния
Ради пущего реализма и зубодробительности режиссер первого «Орешка» Джон Мактирнан задействовал сверхшумные холостые патроны. Во время съемок сцены, где Уиллис убивает террориста из-под стола, выстрел оказался столь мощным, что Уиллис почти полностью оглох на левое ухо. Крайне неприятное событие для актера, только что записавшего свой первый музыкальный альбом The Return of Bruno.
Как говорит сам Брюс, с тех пор ему постоянно в разговорах приходится переспрашивать: «Чего-чего?»
2. Свой парень
Образ Джона Макклейна рождался с огромным трудом. Уже вовсю шла подготовка к съемкам, но ни Уиллис, ни режиссер еще понятия не имели, как изображать на экране главного героя. В итоге после длительных мозговых штурмов родилась следующая идея: это будет мужик, который сам себя не особенно любит, но при этом в критической ситуации будет делать все, на что способен.
Если сначала из Джона Макклейна намеревались вылепить супергероя экшена по типу Шварценеггера или Сталлоне, то в итоге получили обычного парня, который, сам того не желая, попадает в жесткие передряги.
3. Чужие парни
Мало кто из актеров, изображавших террористов, умел говорить по-немецки. Среди них почти не было выходцев из Германии, всех собрали на съемочной площадке по особому критерию — чтобы смотрелись как жутко устрашающие головорезы, поэтому большинство из них ростом свыше 180 сантиметров.
Кстати, и немецкие фразы, звучащие в фильме, построены неграмотно, что вынудило в германском прокате обозвать террористов «выходцами из Европы». Любопытно также, что из главных актеров на съемочной площадке именно Уиллис был наиболее немцем: Алан Рикман — англичанин, Александр Годунов — понятно кто. А Брюс Уиллис родился в Западной Германии от отца-американца и матери-немки.
4. Сказание о приквеле
Мало кто знает, что первый «Крепкий орешек» в реальности был экранизацией книги «Ничто не длится вечно». Так вот, эта повесть является продолжением книги «Детектив», и она тоже была экранизирована в 1968-м с Фрэнком Синатрой в главной роли. Формально Синатра обладал полным правом сыграть Джона Макклейна и в «Крепком орешке», поэтому ему было выслано официальное предложение. Естественно, 73-летний артист отказался.
Любопытно, что Брюс Уиллис уже сталкивался с Фрэнком на съемочной площадке, причем в своем первом фильме — «Первый смертный грех». Там Уиллис пересекается с Синатрой в дверях бара.
5. Грязный орешек
В начале 80-х права на экранизацию книги «Ничто не длится вечно» на самом деле принадлежали Клинту Иствуду. Он планировал не только запустить проект в работу, но и сняться в главной роли. Надо добавить, что между Иствудом и Уиллисом имелся еще один славный кандидат на роль «орешка» — Роберт Де Ниро, но тот в итоге выбрал съемки в картине «Успеть до полуночи».
В 1986 году готовый сценарий «Крепкого орешка» попал в руки Фрэнка Дарабонта, который переписал его, чтобы превратить фильм в продолжение «Коммандо». Лишь отказ Шварценеггера опять играть Джона Матрикса не дал появиться на свет «Коммандо-2».
6. Ода к насилию
Музыкальной темой террористов была назначена «Ода к радости» Бетховена. Этот факт необычайно расстраивал композитора фильма Майкла Кэмена: он считал это осквернением Бетховена и задавался вопросом: «Ну почему не Вагнер, не Штраус, а именно Бетховен?» Режиссер Мактирнан в итоге ответил ему, что «Ода к радости» сопровождала сцены насилия в «Заводном апельсине» Кубрика. Этот аргумент оказался для композитора крайне убедительным.
7. Скрытый орешек
Забавно (сейчас даже кажется богохульным), что лица Брюса Уиллиса не было на первых афишах «Крепкого орешка»! Менеджмент боялся светить актера в полный рост, так как у Уиллиса была специфическая репутация после сериала «Детективное агентство „Лунный свет“» и он мог отпугнуть многих потенциальных зрителей. Его лицо вернули на афиши лишь после того, как кино отлично пошло в прокате (в итоге оно собрало 140 миллионов долларов при бюджете в 28 миллионов).
8. Ореховая свадьба
Брюс Уиллис и Деми Мур поженились в самый разгар съемок «Крепкого орешка», причем церемонию вел не кто иной, как рок-н-ролльщик Литтл Ричард. Брак продержался десять лет, после чего Уиллис признал себя никудышным отцом и супругом.
9. Падение черного Грубера
Один из самых запоминающихся моментов фильма, а также один из самых легендарных финалов для кинозлодеев, — падение Ганса Грубера с офисного небоскреба. Актеру Алану Рикману в самом деле пришлось падать около семи метров с построенного макета. Наверху его удерживал трюкач, а внизу поджидал надувной мат.
Трюкач сказал Алану, что отпустит его на счет «три», но на самом деле отпустил на счет «два», чтобы у актера получилась удивленная и обескураженная физиономия. Сработало на славу!
10. Звуки Чу
В финале, когда чернокожий сержант Пауэл стреляет в бандита Карла, звучит музыка, написанная для фильма… «Чужие»! Этот трек был сочинен для сцены, где Рипли сражается с королевой-маткой на борту космолета, но в итоге его так и не задействовали. «Чего добру пропадать?» — справедливо задумались работники кинокомпании 20th Century Fox и отдали музыкальный фрагмент звукорежиссеру «Крепкого орешка».