Нет, нам нравится Николас Кейдж. Бывали в его жизни моменты, которые можно, не стесняясь, назвать актерскими: «Адаптация», «Покидая Лас-Вегас», «Воскрешая мертвецов». А бывают моменты не особо актерские, но все равно триумфальные: «Скала» и даже «Пипец»!
И тем не менее в современном народе укоренилось убеждение, что Николас уже не тот. Немудрено! У него аж пять номинаций на «Золотую малину», однако упорный Кейдж на этом не остановится. Он неудержим, только в прошлом году снялся в четырех картинах, ни одна из которых даже робко не претендует на приличное кино: «Умирающий свет» (4,3 балла IMDb из 10), «Оставленные» (3,1), «В изгнании» (4,6), «Гнев» (5,0). Вы ведь наверняка не слышали о них. Человек достиг дна. Вот что делают с людьми ипотека и неразборчивость в связях.
Мы не будем сегодня пересказывать все скверные работы Николаса Кейджа. Поговорим о ключевых, чтобы воссоздать картину с историей его болезни.
Плетеный человек, 2006
Начнем с этого недоразумения, потому что это образцово-показательный провал, который был запрограммирован еще до съемок. Оригинальный «Плетеный человек» был жутковатым и весьма странным британским хоррором 1973 года. То жестокое кино стало культовым не только благодаря Кристоферу Ли, изобилие обнаженки тоже сыграло удачную роль.
Как только зашла речь о ремейке, фанаты схватились за голову. Когда было объявлено, что в главной роли ожидается Николас Кейдж, фанаты схватились за вторую голову. Ну а потом на экране Кейдж стал бегать по лесу в костюме медведя! Итог — позорная катастрофа и первая номинация Кейджа на «Золотую малину».
Что написали критики? Цитата: «Мы повидали много нежеланных ремейков хоррор-фильмов. Но этот, возможно, останется в истории худшим».
Говорящие с ветром, 2002
Скажем честно, это не самая плохая картина с участием Николаса, но именно она обозначила тот водораздел, после которого актер стал вечно соваться не в свои роли. То есть натягивать себя на глобус. Если сценарий не твой, роль не твоя, вообще все в этом фильме не по твою душу, то будь ты гений семи прядей во лбу, на выходе получится шоу уродцев.
Формально на входе мы имели многообещающий проект: режиссер Джон Ву, Вторая мировая война, 115 миллионов бюджета на пиротехнику, да и Николас Кейдж в 2002 году еще значился в каталоге самых кассовых экранных дарований.
Но с началом боевых действий Кейдж оказался в центре клоунады, причем главным и несмешным клоуном. Только представьте, что будет, если на эти грустные слезоточивые глаза водрузить сверху каску, а затем вручить в руки пистолет, из которого на поле боя неубиваемый герой будет валить япошек целыми полками. Гранаты и снаряды взрываются под Кейджем, над Кейджем, вокруг Кейджа, внутри Кейджа. Но Кейдж без царапин и даже легкого герпеса все несется по полю боя, как жеребец на амфетаминах. Вот кого надо было брать новым «Терминатором» — никаких спецэффектов не надо. Только каску и пистолет.
«Я не ожидал, что это окажется комедия», — написал один из кинокритиков.
Что скрывает ложь, 2011
Еще один проект, который на бумаге выглядел любопытным: суровый триллер о богатой семейной паре, взятой в заложники. Но дальше стоило насторожиться. Ведь главная женская партия у Николь Кидман, которой в последнее время не везет с ролями, хотя и не в такой фатальной степени, как Кейджу. Режиссер тоже не самый удачливый — тот самый Шумахер, что снял «Бэтмэн и Робин». Ну и сам Кейдж. Неудивительно, что все пошло не так. Кино было просто разгромлено после первого же показа на фестивале в Торонто и не вышло в широкий прокат.
Но актера хвалили, если это можно назвать похвалой: «Кейдж играет уверенно, благодаря его большому опыту съемок в плохом кино».
Призрачный гонщик — 2, 2012
Кейдж в детстве был фанатом комиксов и, что самое страшное, является им и поныне. Это подвигло его сняться в непоправимо бездарной экранизации марвеловского «Призрачного гонщика». А чтобы добить франшизу, Кейдж придумал страшное фаталити — сняться еще и во второй серии, втоптав ее в самое дно.
Даже толерантные к комиксам американские критики написали (цитируется дословно): «По части тупости, дебилизма и безмозглости еще ни один из комикс-фильмов не был столь тупым, дебильным и безмозглым».
Сумасшедшая езда, 2010
Это кино настолько плохое, что становится хорошо. Разухабистая малина высшей категории клюквенности, где безбашенный неуязвимый мститель Николас Кейдж сеет разрушение. По уровню еще не «Трома», но уже не Уве Болл.
Из высказываний критиков: «Все равно что смотреть, как сохнет очень-очень взрывоопасная краска».
Оставленные, 2014
Экранизация современного нравоучительного библейского эпоса
Если вы думаете, что из этого получилось что-то плохое, то вы недооцениваете божественную силу Кейджа. Это не плохое, это душераздирающее зрелище. Полтора часа зевоты на грани человеческих возможностей. Причем формально здесь есть на что смотреть: в ленту попала лишь завязка саги, которая сама по себе любопытна. В один прекрасный день человечество обнаруживает, что некоторые люди бесследно испарились. Особенно неприятно, если это происходит в авиалайнере в разгар полета. Кейдж, само собой, героически сажает лайнер на разоренную землю, попутно мучась вопросами веры и семейными ценностями. Сразу скажем, что все в этой картине — и сценарий, и спецэффекты, и актерская игра, и монтаж, и мастерство постановщиков — недотягивают и до уровня телесериалов НТВ.
Из высказываний кинокритиков: «Я теперь относительно уверен, что ад реально существует. Это темный кинотеатр без дверей, где показывают фильм „Оставленные“ в бесконечном цикле».
Поцелуй вампира, 1988
Готовьте фанфары: мы подошли к победителю! Самое поразительное в «Поцелуе вампира» то, что этой картине 27 лет, она родом из восьмидесятых. Сие опровергает тот распространенный миф, будто Николас Кейдж деградирует лишь в последнее время на почве преждевременного маразма. Похоже, проблемы со вкусом у него наблюдались и на заре карьеры.
Эта лента сюжетно перекликается с «Американским психопатом». Преуспевающий нью-йоркский офисный работник постепенно сходит с ума и то ли становится вампиром, то ли воображает себя таковым (не будем спойлерить финал). И по замыслу это должна была быть, видимо, черная комедия. Да, кино реально уморительное, но смеешься здесь не оттого, что на экране смешно, а оттого, что не смешно. То есть смех зрителя, скорее, истерический.
«Поцелуй вампира» — канонический пример кинофильма настолько нелепого и безобразного, что оно стало культовым и имеет свою небольшую сумасбродную фан-базу. Актерская игра Николаса Кейджа здесь просто рвет все шаблоны, все, что мы видели и знали об актерском мастерстве.
Пресса резюмировала так: «Этому фильму нужна не критика, ему нужен осиновый кол в сердце!»
P.S.
И небольшой бонус в финале — кадр с кастинга так и неснятого кинопроекта «Супермен». Мы видим режиссера Тима Бертона, явно очень довольного образом Николаса Кейджа.