Зачастую никто, даже продюсеры и бухгалтеры киностудии, не может точно определить, провалилось кино или же принесло какую-то прибыль, так как кинобизнес — вещь странная и отдает финансовым шаманством. Для простоты считается, что кино окупается, если собирает в мировом прокате две свои себестоимости. Если в прокате фильм шел из рук вон плохо, но с годами стал знаковым и культовым, то капают хорошие деньги с видео- и телепоказов. Бывали и совсем странные случаи, когда никто не пошел глядеть картину в кино, а через несколько месяцев майки, кепки, игрушки и прочая сувенирка с персонажами начинает вдруг продаваться ураганными темпами.
MAXIM отобрал 15 прекрасных фильмов, которые сперва провалились в прокате и были признаны неудачниками. Многие из них в какой-то момент нашли в себе силы вылезти из нищеты и стать легендарными. Некоторые все еще ждут этого момента, но он уже вряд ли наступит.
Бойцовский клуб
1999. Бюджет/сборы: $63 000 000 / $100 853 753
В стране Америке журналисты и общественные деятели объявили фильму настоящую войну, обвиняя «Бойцовский клуб» во всех грехах, даже в пропаганде фашизма (не шутка). Люди решили держаться от такого гитлеровского кино подальше.
Если бы не кассовые сборы за пределами США, финансовая судьба финчеровского фильма сложилась бы совсем паршиво. В любом случае проект списали как убыточный. Он взлетел лишь тогда, когда «Бойцовский клуб» выпустили на DVD.
Территория
2015. Бюджет/сборы: 500 000 000 руб. / 70 000 000 руб.
Опустошительно дорогая для российского бюджета экранизация романа Олега Куваева. «Территория» — это культовая в среде геологов книга, которую в 2015 году экранизировали во второй раз (первый раз — еще в СССР, в 1978-м).
Новая постановка чудесна во всех отношениях, и объяснить, почему кинотеатры пустовали, весьма непросто. Многие просто не ведали, что такой фильм вышел, и узнали о его существовании лишь много месяцев спустя, листая страницы с торрентами.
Судья Дредд 3D
2012. Бюджет/сборы: $50 000 000 / $35 626 525
Публика не очень-то жалует ремейки. Если учесть, что первый «Дредд» с Сильвестром Сталлоне был фильмом крайне милым, но старомодно идиотским, многие не поверили в силу ремейка. А он внезапно оказался одним из самых мощных и жестких боевиков нашей эпохи. Когда до всех это дошло, было уже поздно, фанатам оставалось лишь заваливать студию просьбами снять продолжение.
1982. Бегущий по лезвию
Бюджет/сборы: $28 000 000 / $32 868 943
После «Чужого» у режиссера Ридли Скотта был карт-бланш практически на что угодно. Он мог, наверное, даже порно снять за любые деньги. Но он вложил все усилия в дорогущий (по меркам того времени) киберпанковый нуар по роману Филипа Дика. Его подвиг не оценили ни зрители, ни критики. Фильм разве что помидорами не забрасывали. Спустя годы практически все хулители признали свою неправоту.
Бразилия
1985. Бюджет/сборы: $15 000 000 / $9 929 135
В похожую историю попал и гений фэнтези и сюрреализма Терри Гильям, который снял нечто вроде вольной фантазии на тему антиутопии «1984». Замысел был грандиозным, реализация — еще грандиознее, а вот сборы подкачали. Это мягко говоря. Не спас даже навязанный продюсерами хеппи-энд.
Вилли Вонка и шоколадная фабрика
1971. Бюджет/сборы: $3 000 000 / $526 633
Считается, что детское и семейное кино — самое надежное капиталовложение. В первую очередь потому, что на сеансы приходят не маньяки-одиночки, а целые семьи, оттого и сборы выше многократно. Но множеству классических детских фильмов поначалу жутко не везло. Колдовство и сглаз, наверное. Даже каноничный «Волшебник страны Оз» поначалу приносил убытки и отбился лишь в повторном прокате через многие годы.
Из последних крупных детских неудач можно вспомнить «33 несчастья» (2004) с Джимом Керри. Первая постановка сказки про шоколадную фабрику 1971 года тоже пролетела со свистом, но теперь жители буржуазных стран помнят ее наизусть, а Интернет растащил фильм на мемы.
Скотт Пилигрим против всех
2010. Бюджет/сборы: $60 000 000 / $46 489 927
Чрезвычайно рискованно было замышлять такой проект — тинейджерскую романтическую комикс-комедию за 60 миллионов долларов с рок-н-роллом и видеоиграми. Славу богу, иногда дают деньги и на такие распрекрасные, но заведомо провальные авантюры.
Грайндхаус
2007. Бюджет/сборы: $67 000 000 / $25 422 088
Сдвоенный киноопус Тарантино и Родригеса включал картины «Планета страха» и «Смертенепробиваемый» (дебилы-локализаторы обозвали его «Доказательство смерти») и имел все задатки стать хитом, но не стал.
Было много попыток объяснить этот неожиданный провал. Аналитики решили, что фильм просто не нащупал целевую аудиторию: слишком смешной, чтобы пугать, и слишком жуткий, чтобы смешить.
Водный мир
1995. Бюджет/сборы: $175 000 000 / $264 218 220
Самый дорогостоящий фильм своего времени принес создателям сокрушительные убытки, а уж как его топтала критика, лучше и не вспоминать. Да, он и сегодня смотрится неуклюже, но мы его помним и постоянно пересматриваем, в отличие от сотен других расхваленных, но напрочь забытых фильмов, снятых в 1995-м.
Дитя человеческое
2006. Бюджет/сборы: $76 000 000 / $69 735 136
Очень невеселая фантастическая антиутопия Альфонсо Куарона в момент выхода оказалась не особенно кому-то нужной. Понадобилась многомесячная бомбардировка хвалебными отзывами, чтобы ленивые обыватели зашевелились и стали приобщаться к фильму на видео.
Донни Дарко
2001. Бюджет/сборы: $6 000 000 / $1 270 522
Такие сложные фильмы, как построенный на научных и житейских парадоксах «Донни Дарко», выпускаются по принципу лотереи. Повезет или не повезет — никто даже не гадает. Здесь не повезло, в кинотеатрах фильм собрал смешные деньги. Зато сейчас его видели, кажется все, и не по одному разу. А в прошлое вернуться и посмотреть на большом экране парадоксы не позволяют.
Шпион
2012. Бюджет/сборы: 192 000 000 руб. / 130 000 000 руб.
Экранизация книги Бориса Акунина «Шпионский роман» встретила не просто равнодушие, а прямо какое-то отчаянное сопротивление со стороны зрителей. Немногие посмотревшие ругали кино за карикатурность, неправдоподобность и чуть ли не антисоветчину.
Те же, кто удосужился смотреть «Шпиона» незамутненным взглядом, увидели в нем непривычно крепкий по российским меркам триллер, снятый в теплом и сочном, слегка комиксовом антураже.
Хранители
2009. Бюджет/сборы: $130 000 000 / $185 258 983
Самая масштабная, детальная и хитроумная экранизация комикса, когда-либо выданная Голливудом. Может, потому, что в основе его — самая масштабная, детальная и хитроумная графическая новелла всех времен. Зритель не очень понял. А те, кто понял, не могли объяснить друзьям, почему «Хранителей» надо видеть на большом экране.
Миссия «Серенити»
2005. Бюджет/сборы: $39 000 000 / $38 851 952
После того как космический приключенческий сериал «Светлячок» был скоропостижно прикрыт, все надежды оставались на то, что фильм не только расставит точки над i, но и соберет достаточно денег, чтобы сериал возродился. Этого не произошло. От кино фанаты были в восторге, добавилось даже много новых, но «Светлячок» так больше и не взлетел.
Большой Лебовски
1998. Бюджет/сборы: $15 000 000 / $17 451 873
В 1998 году очередной фильм братьев Коэнов было еще ой как сложно продать широкой публике. «Какие Коэны? Фарго… нет, не слышал!» Потом еще несколько лет ушло на то, чтобы «Большой Лебовски» доковылял до каждого закоулка планеты, где есть видеомагнитофон. Сейчас в приличном, интеллигентном обществе за вопрос «Кто такой Лебовски?» могут и бутылкой водки по голове стукнуть.