Начиная разговор о пятом сезоне, который Netflix опубликовал 5 июня, невозможно сдержать немой крик: «Погодите-ка, неужели это тот же самый сериал, который когда-то начинался с истории, в которой премьер-министра заставляли отыметь свинью?»
Не то чтобы эпизод о сексе политика с поросенком был нашим любимым, однако он — одна из тех провокаций и злющих каверз, которые дали энергию «Черному зеркалу» на четыре сезона кряду.
Да, четвертый сезон имел спорные моменты, но справедливо заработал свои 84% рейтинга у критиков. А эпизод «USS Каллистер» с криповой пародией на «Звездный путь» получил четыре награды «Эмми».
Новый, пятый эпизод просел у критиков аж на 20 процентных пунктов, и, надо заметить, они еще с ним деликатно обошлись. Возможно, критики еще не осознали подлинный масштаб катастрофы.
Сериал шоу-раннера Чарли Брукера каким-то фантастическим образом обгонял текущее время. Дело даже не в том, что его события происходят в абстрактном недалеком будущем, а в том, что «Черное зеркало» без рассусоливаний и оговорок поднимало гиперактуальные темы. Темы, на которые мы все еще только собирались поговорить через годик-два.
Возьмем самый последний пример. Люди сделали новогодний спецвыпуск «Черное зеркало: Брандашмыг» полностью интерактивным, чтобы зритель сам контролировал и направлял ход сюжета. Да, не всем было удобно смотреть эпизод в такой форме, многие и вовсе его пропустили, чтобы не морочить себе голову. Но факт остается фактом: Чарли Брукер снял то, о чем остальные теле- и кинопродюсеры предпочитали разглагольствовать в обещательном наклонении.
К пятому сезону «Черное зеркало» подошло уже в роли патриарха жанра. Помимо поклонников появились и прямые подражатели (например, британский цикл «Электрические сны Филипа К. Дика»). Зритель особо не требовал, чтобы сериал штурмовал какие-то новые рубежи, достаточно было лишь ничего не испортить. Пятый сезон не справился даже с этим.
Все лучшие эпизоды «Зеркала» начинаются с того, что ты пялишься в экран и пытаешься понять, что там, черт побери, происходит. В пятом сезоне наступила принципиально новая эра! Теперь ты каждую серию начинаешь смотреть с мыслью, когда же здесь хоть что-то начнет происходить.
Серий три. Каждая по часу с хвостиком. Первую историю можно было расслабленно и вальяжно изложить минут за тридцать. Вторую — минут за пятнадцать. Третью, кажется, вообще не стоило рассказывать.
Это, кстати, нарушает еще одну фирменную черту «Черного зеркала»: раньше серии были разной продолжительности и длились столько, сколько нужно было для истории. Здесь же и без того бедный сезон (всего-то три эпизода) мучительно натягивали на хронометраж, как премьер-министр — поросенка.
«Бросок гадюки» — не хватающая звезд с неба история на слегка просроченную тему любви и секса в виртуальных играх. Попади она в любой из предыдущих сезонов, была бы сочтена самым слабым эпизодом. На нашу беду, в пятом сезоне это серия оказывается лучшей.
«Осколки» — триллер с захватом заложников и очень маститым перфомансом Эндрю Скотта. Похоже, только он и старался. Каким-то непостижимым образом из этой серии улетучился даже намек на фантастику: создатели попросту обманывают зрителя и вместо киберпанка и технологизма подсовывают банальнейшую мелодраму с соседней улицы, действие которой вполне могло произойти позавчера. И, кстати, прошло бы незамеченным, ибо, как говорят полицейские, разойдитесь, здесь совершенно не на что смотреть.
«Рэйчел, Джек а также Эшли». Эпизод планировался и пиарился как гвоздь сезона. Еще бы, в главной роли Майли Сайрус! Откровения и разоблачения нравов шоу-бизнеса будущего! В итоге получилось, наверное, худшее, что мы видели о музыкальном бизнесе со времен сериала «Винил». Начинается как занудная рутина о фанатках тинейджерского попа, постепенно обрастает высосанным из пальца коллизиями и давно засохшими штампами о масс-культуре, чтобы в итоге разродиться оглушительным хаосом. С трудом представляешь себе 15-летнюю девочку, которая купится на эту слабоумную историю, про взрослых уж и речи не идет.
Собственно, вопрос, для кого вообще все это снималось, висит в воздухе на протяжении всех трех серий. Точно не для фанатов первых четырех сезонов, они сейчас в ужасе и гневе строчат проклятия во всю сеть.
Больше всего новое «Черное зеркало» напоминает типовой случай с матерой хеви-метал-группой, которая, став знаменитой, решает отныне исполнять попс для девочек и домохозяек, потому что это модно и прибыльно. Похоже, кто-то там наверху решил, что домохозяйки — это новое черное. В итоге мы получили вместо черного зеркала серое ТВ.
Или, может, не было злого продюсерского умысла, а гора родила мышь просто потому, что кончились идеи, поэтому из мусорки достали и склеили три порванных сценария, которые зарубил худрук пару лет назад.
В любом случае этот пример творческой деградации любопытен тем, что создателям никто не мешал. Денег бесконечно много, времени выше крыши. Руководство прежнее. «Черное зеркало» в прошлом успешно и без потерь пережило переезд из Британии в Америку. Что сейчас могло пойти не так, мы узнаем, только если а) вскроем мозг Чарли Брукера и б) промотаем его воспоминания за два последних года.
Интересная, кстати, идея. Первый пункт получится точно.
Всё, что нужно знать про самые актуальные и интересные движущиеся картинки со звуком и сюжетом! На telegram-канале MAXIM: Кино и сериалы