Пролог
В конце 70-х — начале 80-х годов в Америке расцвел не совсем уж и новый поджанр хоррора, так называемый «слэшер», то есть фильмы про резню и кромсание. Но конкретно у данного течения были свои строгие границы, к тем слэшерам нельзя было причислить типовой фильм про маньяка, требовалось соблюдать некоторые условности. Во-первых, жертва всегда молодежь. Во-вторых, молодежь слегка распущенная и гулящая. В-третьих, герой (как правило, даже героиня) с самым чистым морально-этическим обликом доживает до финала картины. Прародителями слэшеров принято считать «Психоз» Хичкока и итальянские фильмы джалло. Родителем признается фильм «Техасская резня бензопилой», а первым стопроцентным молодежным слэшером эксперты называют «Черное Рождество» 1974 года.
То есть к тому моменту, когда Фредди Крюгер возник на экране, жанр существовал уже десять лет. Однако же фильм произвел впечатление освежающего кровавого душа — даже чопорные критики признали, что идея разворачивать события параллельно и в реальном мире, и в царстве снов задумана и реализована безупречно. Надо сказать, что создатели фильма не были новичками. Для режиссера Уэса Крэйвена это было шестое его кино (включая два классических хоррора — «Последний дом слева» и «У холмов есть глаза»). Исполнитель главной роли Роберт Инглунд засветился в полутора десятках фильмов и даже должен был играть Хана Соло в «Звездных войнах», но в итоге не пошел на кастинг, а вместо себя послал своего товарища Марка Хэммила (который в итоге превратился в Люка Скайуокера). А должность отца главной героини в «Кошмаре» досталась Джону Саксону, которого лучше всего помнят по роли напарника Брюса Ли в его главном фильме «Выход дракона». Одним словом, «Кошмар на улице Вязов» не был какой-то самодеятельностью, как большинство слэшеров той эпохи, а оказался вполне себе зрелым проектом, пусть даже с микроскопическим бюджетом в 1 800 000 долларов.
Новое начало
Фильм вызревал в голове Уэса Крэйвена аж три года. К тому моменту Крэйвен уже был культовым режиссером, но, как это обычно случается, статус культовости совершенно не приносил ему никаких денег. Но что еще хуже, к 1984 году жанр слэшеров выдохся, фильмы про порубание подростков собирали в прокате все меньше и меньше денег. И даже Крэйвен не подозревал, что его новая картина оживит жанр и катапультирует фильмы-хорроры в новые стратосферы.
«Кошмар на улице Вязов» собрал в прокате 25 миллионов долларов. Благодаря ему встала на ноги кинокомпания New Line Cinema (та самая, которая потом сделала для нас «Властелина колец»). А сам «Кошмар» стал одной из самых успешных и долгоиграющих франшиз в истории многосерийного кино. К тому же не забывай, что с «Кошмара на улице Вязов» стартовала карьера Джонни Деппа! Деппа взяли потому, что он понравился дочке режиссера, она сочла его вид «мечтательным».
Крюгер от-кутюр
Известна история о том, что большие хлопоты на съемочной площадке доставил подбор одежды для Фредди Крюгера. Если и грим, и тем более лезвия-пальцы были продуманы детально, то во что нарядить обгоревшего маньяка из снов было предметом дискуссий. В итоге остановились на плаще, но тот, как назло, куда-то подевался в самый ответственный момент. Помог, как обычно, случай и интуиция: на одном из осветителей красовался жутчайшего вида полосатый свитер, который зацепил взгляд режиссера.
Сотрудник признался, что свитер ему связала невеста в честь свадьбы. Наряд тотчас был конфискован в пользу мировой кинематографической революции, после чего стал каноническим. Уэс Крэйвен впоследствии говорил о рыже-зеленой расцветке следующее: «Я где-то читал, что это самое трудноусваиваемое для человеческого глаза сочетание цветов».
Хорошего понемногу
В это трудно поверить, но энтузиасты подсчитали, что самолично Фредди Крюгер появляется на экране в очень скромных дозах: в сумме менее чем на семь минут! Это можно сравнить с первым «Чужим» Ридли Скотта, где по ходу просмотра зрителю выловить Чужого еще сложнее, чем экипажу Ностромо. Надо заметить, что фокус с лимитированным злом является малораспространенным, но эффективным приемом: чем меньше мы видим злодея, тем он таинственнее и страшнее.
Может, поэтому следующие серии «Кошмара» были уже не столь устрашающими, там ведь Фредди в полный рост и на полную ставку развлекается. Кстати, наложение грима на Роберта Инглунда занимало без малого три часа. И еще любопытное наблюдение: фраза «улица Вязов» за весь фильм ни разу не произносится.
Рука тьмы
Настоящие, оригинальные перчатки Фредди послужили в двух фильмах — в первой и второй серии «Вязов».Однако они успели побывать и в совершенно другом кино: их можно разглядеть в сарае в кинофильме «Зловещие мертвецы — 2». То был своего рода культурный обмен между Уэсом Крэйвеном и Сэмом Рэйми, ведь кадры из фильма Рэйми «Зловещие мертвецы» крутились на телеэкране в первом «Кошмаре на улице Вязов» (в сцене, когда Нэнси засыпает перед телевизором).
Перчатки собирались использовать и на съемках третьей серии, но когда Крэйвен их принес на площадку, они загадочным образом исчезли, да так и не нашлись.
Что в имени
Сакральный вопрос, откуда взялось имя Фредди Крюгер, имеет, как ни странно, четкий однозначный ответ. Фредом Крюгером звали школьного знакомого режиссера, с которым тот постоянно сталкивался в детстве и который вечно издевался над маленьким Уэсом. В титрах первого фильма Крюгер так и обозначен — Фред. Лишь в последующих сериях его имя писалось как Фредди.
Всем конец
Согласно изначальной задумке, в финале зрителя ждал хеппи-энд: происходящее оказывалось всего лишь кошмарным сном Нэнси. Однако продюсер уговорил Крэйвена изменить сценарий в пользу более печального. Всего же было снято несколько вариантов концовки. В кино показывали ту, где Нэнси уезжает в машине с полосатой крышей, а Крюгер затаскивает жертву в дом.
Запасным вариантом предполагалось, что фильм закончится просто показом детей, поющих считалочку. И в последней снятой версии Фредди Крюгер оказывался за рулем автомобиля. Собственно, этот вариант с некоторыми изменениями перекочевал в финал второй серии «Кошмара на улице Вязов».