1. Марсианский хроникер
В 1966 году в журнале The Magazine of Fantasy & Science Fiction был опубликован рассказ Филипа Дика «Мы вам всё припомним». Наверное, самое параноидальное из всех произведений этого писателя. А Филип Дик знал толк в паранойе: как раз в это время его душевная болезнь стала прогрессировать, Дик был даже убежден, что его жена Энн следит за ним и планирует убить. Убить его она не успела, они вовремя развелись.
Почти все основные сюжетные маркеры благополучно перекочевали из новеллы в фильм «Вспомнить всё». Тем не менее сценаристы внесли целую гору правок. Главная замена в экранизации — полный отказ от оригинальной концовки (у писателя там в деле замешан контакт с пришельцами). И, честно говоря, это как раз тот редкий случай, когда изменения пошли фильму на пользу. Трудно встретить человека, который бы смело заявил, что книга лучше.
2. Пришелец из Нидерландов
Для Пола Верховена, режиссера из славного города Амстердам, фильм «Вспомнить всё» стал его вторым чисто голливудским проектом. За три года до этого он выдал на-гора фантастический (во всех смыслах этого слова) боевик «Робокоп», так что теперь ему дозволялось все, что угодно. Из «Робокопа», кстати, перекочевала часть команды, включая оператора и некоторых актеров второго плана.
Филип Дик к тому моменту был уже восемь лет в могиле, однако сценаристы успели выкупить права на экранизацию еще при жизни писателя. Авторы сценария тоже сами по себе любопытные персонажи. Дэн О’Бэннон и Рональд Шусетт вместе создали сценарий для первого «Чужого». А Дэн О’Бэннон еще и снял свой фильм — культовый комедийный хоррор «Возвращение живых мертвецов».
Много лет ушло на бесплодные попытки поставить по их сценарию кинофильм. Требовалось слишком много денег. Считается, что переломный момент в судьбе многострадального проекта наступил благодаря Арнольду Шварценеггеру. Его эта история заинтриговала невероятно, он захотел сыграть главную роль, он же уговорил руководство студии Carolco выкупить сценарий, и он же притащил на площадку голландца Пола Верховена.
Арнольд был страшным фанатом фильма про Робокопа. Он даже чуть было в нем не снялся. Впрочем, это отдельная история.
3. Блондинка под прикрытием
И все же самым судьбоносным этот фильм стал не для Верховена и уж точно не для Шварценеггера. А для 32-летней модели и актрисы из пенсильванской глубинки. Для Шэрон Стоун. Она уже снималась то здесь то там, вплоть до того, что мелькнула у Вуди Аллена и в четвертой «Полицейской академии». Только ей катастрофически не хватало какого-то прорыва.
После «Вспомнить всё» о ней узнали все. Фильм ведь стал мегахитом планетарного масштаба, и это несмотря на то, что ему изначально был присвоен рейтинг X — «только для взрослых», впоследствии смягченный до R.
Шварценеггер, глядя, как усердно Шэрон отрабатывает тренировки, нарек ее Женским Терминатором.
А Верховен был необычайно впечатлен способностью Стоун мгновенно перевоплощаться из ангела в демона. Вот она любящая жена, а через секунду — бессердечный киллер. Именно поэтому он позвал актрису и в свой следующий фильм — «Основной инстинкт». По словам режиссера, Шэрон Стоун и по жизни такая же. Остерегайся подобных барышень!
4. Старое и новое
В историю фильм «Вспомнить всё» вошел и благодаря спецэффектам. Напомним, что съемки происходили в 1988–1990 годах, когда новые компьютерные эффекты еще не вытеснили из Голливуда натурные макеты.
Марсианские пейзажи в нем — сделанные по старинке макеты-миниатюры. Да еще на основе ландшафта с реальных фотографий Марса. «Вспомнить все» — один из самых последних блокбастеров, где еще применялась подобная аналоговая техника.
Но при этом «Вспомнить все» — один из первых блокбастеров, где применялась и компьютерная графика тоже. Например, в сцене с просвечивающим сканером на входе в метро.
«Вспомнить всё» обошелся киностудии в 60 миллионов долларов, для тех времен это была астрономическая себестоимость. Дороже обошелся только «Рэмбо-3», который потянул на 63 миллиона.
Фильм получил единственный «Оскар», и ты, наверное, уже сам догадался, в какой категории.
5. Мелочь, а приятно
В кинофильме на Земле повсеместно маячит реклама «Кока-колы». А на Марсе — исключительно «Пепси».
6. От звонка до звонка
Актер Майкл Айронсайд в промежутках между дублями бесконечно говорил по телефону, что слегка напрягло его коллегу — Арнольда Шварценеггера.
Арнольд поинтересовался у Майкла, что происходит. Тот ответил, что у его сестры диагностирован рак, и поэтому он все время на связи. Арнольд тотчас позвонил сестре Майкла и три часа с ней разговаривал, консультировал, чем питаться, какие упражнения выполнять.
Отзывчивость актера поразила обоих — и брата, и сестру. Как уверяет пресса, они никогда не забывали об этом случае.
7. Однажды в Мексике
Значительная часть съемок проходила в Мексике. И практически вся съемочная команда в итоге получила пищевые отравления. Полу Верховену было настолько тяжело, что последние несколько дней он работал под пристальным присмотром врача, накачанный препаратами.
Шварценеггеру повезло: ему возили питание из Америки. Точнее, это не везение, а опыт: он уже травился водой в Мексике на съемках «Хищника».
А сценариста Рональда Шусетта от отравления спасла параноидальная мнительность. Он даже зубы чистил исключительно кипяченой водой. Все над ним посмеивались… до определенного момента.
8. Конец
Пол Верховен оставляет на усмотрение зрителей решать — приснилось ли герою то, что происходит в финале, или все свершилось на самом деле. Для себя же Верховен твердо решил, что происходящее — сон. А если это сон, то, по предсказанию доктора Едгемара, героя ждет лоботомия.