1
Когда в ноябре 1997 года «Звездный десант» вышел в прокат, его возненавидели почти все. Критики сочли, что солидный нидерландский режиссер Пол Верховен вовсе деградировал до незамысловатых стрелялок для идиотов. А фанаты книги сплотились в едином строю, чтобы дать отпор осквернителю книги. И это еще мы не засчитали голоса тех, кто стал кричать, что кино пропагандирует эстетику Третьего рейха.
Умные люди — особенно сейчас, когда прошло с той поры невероятно много световых лет — прекрасно знают, что все эти обличители были неправы. И все же в то время голос умных услышан не был, дорогое кино провалилось в прокате, изрядно подорвав карьеру Верховена. Хотя и не столько жутко, как «Шоугелз».
Кино стоило 105 миллионов долларов, режиссер нарек его «самый дорогой артхаус в истории кино» и назвал его своим любимым фильмом.
2
Отличий от книги и впрямь грандиозное количество. Роберт Хайнлайн писал чрезвычайно серьезную оду милитаризированному обществу. Согласно книге, стать настоящим гражданином можно было, отслужив браво и преданно своему сильному государству. Кино же над этим откровенно насмехается. А еще добротная часть талмуда посвящалась техническим аспектам войны и в первую очередь суперкостюмам космодесантников.
Верховен не только уничтожил все эти милитаристические бравады, но и откровенно надругался над солдафонской эстетикой, и впрямь нарядив спецвойска в какую-то помесь гестаповской и НКВД-шной униформ и придав персонажам соответствующие выражения лиц.
3
Верховен к тому же сделал странный выбор на главные роли. Малоизвестный тогда широкой публике Каспер Ван Дин получил роль в этом фильме потому, что смотрелся как персонаж из гитлеровского пропагандистского фильма в стиле Лени Рифеншталь. И он не один такой в картине, при том что герои-то родом из Аргентины, далеко не нордической страны.
Не исключено, что Верховен слегка подколол Аргентину, так как некогда эта страна печально прославилась как убежище бежавших нацистских преступников.
4
Пол Верховен на родине стал знаменит своим выдающимся антифашистским фильмом «Солдаты королевы». Однако после «Звездного десанта» журналисты ему стали задавать очень много неудобных вопросов, так как эстетика фильма показалась им крайне сомнительной.
Верховен сформулировал свой антифашистский концепт следующим ответом:
«Если я вдруг скажу миру, что правый фашистский способ вершения дел ни на что не годится, тогда меня никто не услышит. Поэтому я сконструировал идеальный фашистский мир: все красивы, все сияют, всюду большие пушки и причудливые корабли, но это пригодно только для уничтожения долбаных жуков, ни для чего другого».
В конце концов, он знает, о чем говорит: в детстве он жил на оккупированных Гитлером территориях, пережил немало бомбежек. Для малого ребенка ежедневно смотреть на горящие дома и мертвые тела на улицах — слишком даже поучительное зрелище.
5
Знаменитую сцену совместного армейского душа Верховен тоже наполнил глубоким смыслом. Дело не только в гендерном равноправии, которое дает человеку служба в армии будущего. Подчеркивается тот важный момент, что жестокая война лишает человека даже основных инстинктов, таких как половое влечение.
На съемках актеры поначалу не хотели обнажаться. Чтобы поднять их моральный дух, полностью разделись сам режиссер и оператор картины. Это сработало. Не в каждом фильме оператор может публично раздеться, но этот вырос в семье нудистов!
Каспер Ван Дин позднее пережил очень неудобный момент в своей жизни, когда забирал дочурку из школы и тут его узнали ее одноклассники: о, да это же Рико из «Звездного десанта», он там голый был! Восьмилетняя дочь спросила папу: «А ты и впрямь там голый-преголый?» — «Ага!» — «Боже, моя жизнь разрушена!» — печально резюмировало дитятко.
6
Как и некоторые другие блокбастеры середины 90-х, этот фантастический боевик снимался в смешанной технике: часть эффектов рисовали умельцы на компьютерах, другую часть создавали на макетах. Некоторые модели были огромные — космические корабли достигали шести метров в длину. И в сцене столкновения там и взаправду врезаются друг в друга два увесистых макета.
Вообще, спецэффектов в фильме не так много, особенно по нынешним меркам. Многие киноведы считают, что это и стало главной причиной того, что кино и сейчас не выглядит старомодно. Натуральный нестареющий продукт!
7
Провал провалом, и тем не менее у картины вышло два недорогих киношных продолжения и два мультяшных. Последнее — «Звездный десант: Предатель Марса» в 2017 году.
Само собой, что Голливуд бесконечно раздирают слухи о ремейке, куда ж без этого. В 2016 году продюсеры открыто заявили, что уже наняли сценаристов для подготовки новой экранизации. Причем заявили, что постараются сделать ее сюжет ближе к книге-первоисточнику. Верховен, само собой, высказал недовольство, ибо книга его настолько бесила, что он бросил ее читать на первых же страницах. Да-да, режиссер оригинального «Звездного десанта» книгу практически не читал!