Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

7 фактов о первом «Чужом» и полная хронология вселенной Чужих

30 ноября 1937 года родился человек, который в себе тайком провез с небес Чужого людям. Этим Прометеем был режиссер Ридли Скотт.

30 ноября 20204
Главный выживший персонаж фильма «Чужой» — рыжий кот Джонси
Главный выживший персонаж фильма «Чужой» — рыжий кот Джонси

1. Хронология вселенной Чужих

Давай немного забежим вперед, пока у тебя голова свежая и неоткушенная. Для начала мы перечислим самое важное не о самом фильме «Чужой», а о той вселенной, что вокруг него закрутилась.

Обрати внимание, что в таймлайне есть небольшие пробелы и недоговорки — скорее всего, они будут заполнены в последующих фильмах, если такие будут выпущены (хотелось бы).

Миллионы или миллиарды лет назад. Раса Инженеров высадила одного из своих представителей на безлюдной Земле, где он тотчас погиб, а из его ДНК зародилась жизнь.

I век н.э. Инженеры (или Создатели) решают исправить ошибку. На планетоиде LV-223 они начинают готовить к отправке смертоносную черную жижу, которая уничтожила бы нашу жизнь.

1990 г. На свет появляется будущий основатель корпорации Weyland.

2004 г. Столкновение Хищников с Чужими.

2030 г. (примерно). Корпорация Weyland создает андроида Дэвида.

2080-е. На Земле найдены звездные карты, составленные нашими предками, с указанием возможного местоположения Инженеров.

2091 г. Корпорации Weyland отправляет исследовательский корабль «Прометей» на LV-223.

7 января 2092 г. В колонии «Олимпия» на Луне родилась Эллен Рипли.

2093 г. Весь экипаж «Прометея» гибнет. Выживает лишь андроид Дэвид и доктор Элизабет Шоу.

2094 г. Шоу и Дэвид достигают планеты Инженеров, где Дэвид учиняет геноцид.

2104 г. Колонизационный корабль «Завет» отклоняется с пути и прибывает на ту же планету. Дэвид тайком погружает на борт эмбрионы выведенных им ксеноморфов. После этого «Завет» продолжает свой полет на планету Оригаи-6.

2122 г. Коммерческий звездолет-буксир «Ностромо», принадлежащий компании Weyland-Yutani, отклоняется от курса, и его экипаж высаживается на планетоиде LV-426. Чужой проникает на борт и убивает весь экипаж, кроме уорент-офицера Рипли и корабельного кота.

2179 г. После 57-летнего дрифта Рипли спасена и отправлена в качестве консультанта на LV-426, где пропала связь с новой колонией. После осады Чужих в живых остаются лишь она, девочка Ньют, капрал Дуэйн Хикс и покалеченный андроид Бишоп. Корабль «Сулако» держит путь на Землю.

Чужие заражают Рипли и устраивают пожар на борту, после чего Рипли оказывается единственной, кто смог уцелеть. Она приземляется на тюремной планете Фиорина 161, где в итоге сгорает в расплавленном металле.

2379 г. Военно-исследовательский космолет «Аурига» воскрешает Рипли и эмбрион Чужого при помощи технологии клонирования. Все заканчивается печально. Только девушка-андроид Колл и клон Эллен Рипли № 8 смогут вернуться на планету Земля.

В 1977 году швейцарский художник Ханс Руди Гигер опубликовал серию рисунков «Некрономикон», которая через пару лет станет основой для дизайна Чужих
В 1977 году швейцарский художник Ханс Руди Гигер опубликовал серию рисунков «Некрономикон», которая через пару лет станет основой для дизайна Чужих

2. Горе-писатели

В середине 1970-х годов два товарища-сценариста Дэн О’Бэннон и Рональд Шусетт пережили ряд неприятных столкновений с реальностью. В 1976 году был отменен уже раскачанный и стартовавший проект фильма «Дюна», который они планировали снять вместе с режиссером Алехандро Ходоровски.

Парни решили взять реванш и купили у Филиппа Дика права на экранизацию рассказа «Мы вам все припомним». Однако по мере написания сценария становилось ясно, что дорогой проект никакая голливудская студия не потянет (лишь в 1990 году вышел фильм «Вспомнить все» с Арнольдом Шварценеггером по этому самому сценарию).

Тогда Дэну и Рональду пришла в голову великолепная идея — написать сценарий фантастического фильма, который можно было бы снять за три копейки и чтобы это было всенепременно круто и забористо.

В качестве вдохновения была выбрана история из киноленты 1958 года «Оно! Ужас из космоса». Можешь ее посмотреть на досуге, чтобы понять, как менялся и матерел американский космический хоррор.

Та старая картина рассказывала о борьбе экипажа марсианской экспедиции с существом, которое проникло к ним на борт. А оно их убивает одного за другим.

Одним словом, Дэн О’Бэннон и Рональд Шусетт решили вывести этот вид истории на качественно иной уровень. И у них получилось. Оставалось придумать название, так как рабочие варианты «Нечто на нашем звездолете» и «Звездный зверь» явно выглядели туповато. И тогда они вдруг сообразили, что в их сценарии как-то слишком уж часто мелькает слово «чужой»…

Кадр из фильма It! The Terror From Beyond Space, 1958
Кадр из фильма It! The Terror From Beyond Space, 1958

3. Хоррор-режиссер

Ридли Скотт родился в английском захолустье под названием Саут-Шилдс. В семье было три брата: старшего Фрэнка привлекла военная служба, а младшие Ридли и Тони вдруг захотели посвятить себя телевидению и кинематографу.

Ридли Скотт сделал отменную карьеру в рекламном бизнесе, отсняв несколько тысяч самых разных роликов. В 1977 году выдал дебютный фильм «Дуэлянты» (не путай с дебютом Спилберга «Дуэль»).

В том же 1977-м мировой кинопрокат взорвали «Звездные войны», и все киностудии принялись панически искать свежие и острые сценарии на космическую тему. Не была исключением и компания 20th Century Fox. Студийным боссам сценарий О’Бэннона и Шусетта стал нравиться гораздо больше в свете новых веяний, и они свели вместе этих людей и молодого амбициозного режиссера Ридли Скотта. Да, ему было уже сорок лет, а для кинорежиссера в ту пору этот возраст считался почти юным.

С самого начала Ридли Скотт четко определил: это будет не просто научная фантастика, боевик или приключенческая лента. «Чужой» будет фильмом ужасов.

Сигурни Уивер и Ридли Скотт
Сигурни Уивер и Ридли Скотт

4. Стартовый посев

А теперь давай перечислим ключевые силы, с которыми предстояло снимать «Чужого». Кроме сценаристов и режиссера.

Ридли Скотту попал в руки книжный альбом с илюстрациями Ханса Руди Гигера по мотивам произведений Лавкрафта. Назывался альбом, конечно же, «Ктулху»… а, нет, прости, «Некрономикон». Скотт связался с Гигером, и тот набросал дизайн не только для монстра-ксеноморфа, чья голова напоминает пенис, но и витиеватые биомеханические интерьеры, облик инопланетного пилота и, самое грандиозное, погибший корабль пришельцев. Скотт был в восторге. Как и киноакадемия, вручившая год спустя Гигеру «Оскар» за визуальные эффекты.

Сценарист О’Бэннон, к слову, уже был знаком с Гигером: они вместе пытались когда-то создать дизайн для неснятой «Дюны». Собственно, через него и дошли до Ридли Скотта образцы работ художника.

Самое радикальное решение было принято в отношении актеров. Ридли Скотт решил не привлекать больших звезд. И даже не столько ради экономии бюджета, просто планировалось снять хоррор о выживании на космическом корабле, а будь в фильме звезда, все зрители бы догадались, что она выживет в финале. Поэтому Скотт набрал актеров совершенно неведомых.

По итогам «Чужой», кстати, прославил не одну только Сигурни Уивер. Он проявился как поворотный момент в карьере Джона Хёрта (впоследствии сыграл в картинах «Полуночный экспресс», «1984», «Человек-слон», «Гарри Поттер») и Иэна Холма («Пятый элемент» и Бильбо у Питера Джексона).

Кстати, когда будешь пересматривать «Чужого» в 164-й раз, обрати внимание, что актеры не только выглядят взрослыми и потрепанными жизнью, но и носят очень будничную одежду — вроде стоптанных кроссовок. Такие крохотные детали и стимулируют абсолютно реалистичное восприятие, казалось бы, совсем далекой от нашей реальности истории.

Наброски Гигера для неснятого фильма «Дюна» режиссера Алехандро Ходоровски
Наброски Гигера для неснятого фильма «Дюна» режиссера Алехандро Ходоровски

5. Шок и трепет

Еще одна жертва в честь бога реализма, которую совершили на съемках «Чужого», по сей день поминается в каждой второй киношколе. Ридли Скотт — вот ведь сволочь — не предупредил актеров, что будет твориться в той сцене судовой трапезы, когда Чужой вылезет из груди Кейна. Лопнула грудная клетка, брызнула кровь, и актеры кто оторопел, кто завизжал.

Считается, что именно поэтому сцена снята одним дублем, хотя имеются свидетельства того, что дублей потребовалось все же два: с первой попытки Чужой не прорвался сквозь костюм.

Джон Хёрт впоследствии повторил эту самую сцену, чисто смеха ради, для комедии «Космические яйца» Мела Брукса со словами: «Только не это… опять!»

Кстати, чтобы напугать кота, столь же неожиданно из-за ширмы выпускали немецкую овчарку. Котов-дублеров на съемках было аж четыре. Видимо, на съемках Чужой кормился представителями семейства кошачьих.

Пародия на «Чужого» из фильма «Космические яйца»


6. Хорошо забытое новое

Сейчас на большинстве дисков и в онлайн-театрах можно увидеть не первоначальный вариант фильма (который шел в кинотеатрах и перезаписывался миллионы раз на видеокассеты), а «режиссерку» двухтысячных годов.

Режиссерская версия идет на минуту меньше традиционной, однако при этом содержит новые сцены — вот такой парадокс. Полный список отличий перечислять нет смысла, назовем самые принципиальные.

Экипаж прослушивает и обсуждает принятый из космоса сигнал. Ламберт нападает на Рипли за то, что та не хотела пускать на борт пострадавших. Рипли находит в одном из коридоров корабля своих «законсервированных» пришельцем коллег и сжигает их (да-да, в настоящем «Чужом» такого момента не было, однако подобное мы наблюдали уже потом в «Чужих» Джеймса Кэмерона).

Чтобы все это уместить, пришлось кое-что по мелочи вырезать из оригинального варианта. И, признаться, вопрос спорный — стало лучше или нет.

Страшно даже думать о том, что самая первая смонтированная версия «Чужого», которая так и не дошла до проката, длилась около трех часов. В настоящий момент она признана утерянной.

На съемочной площадке фильма Alien
На съемочной площадке фильма Alien

7. Все тайное

Самого Чужого в фильме показывают потихоньку-помаленьку и лишь изредка в полный рост. Тому целая пачка причин, и в основном они те же, по которым так мало акулы в первых «Челюстях» Спилберга. Зло кажется страшнее, когда оно не выставляет себе напоказ, прячется. Чужой в полный рост был недостаточно страшен, а то и вовсе нелеп.

Возникли определенные проблемы и с яйцами чужих. Первоначальные эскизы Гигера были слишком уж неприличными, художнику пришлось снизить накал откровенности. А вот для подсветки кладки яиц съемочная команда одолжила концертное световое и лазерное оборудование у группы The Who.

Всего же в развитии Чужого пять основных стадий:

  • яйцо,

  • лицехват,

  • эмбрион,

  • грудолом,

  • взрослый.

Лицехват замышлялся как крабообразная гнида зеленого цвета. Когда сценарист Дэн О’Бэннон пришел в студию, то увидел готового, но еще не покрашенного лицехвата. Он был из полимера телесного цвета. Круто, — сказал Дэн, — оставляйте так, пусть он будет цвета человеческой кожи.

А кислотой Чужой стал кровоточить не сразу, а лишь когда съемочной группе пришлось искать объяснение тому, почему астронавты не могут тупо пристрелить пришельца из карабина.

Да, в «Чужом» местами есть логика. Это мы и зовем настоящей научной фантастикой.

P.S. А еще обрати внимание, что после «Чужого» следующие картины цикла снимали новые люди с новыми идеями. И когда Ридли Скотт вновь вернулся в эту вселенную, то не стал ничего отменять и перезапускать. Он просто занялся приквелами, предысторией. Очень красивое решение, благодаря которому вселенная Чужих по сей день относительно стройна и логична, если сравнивать со всякими Марвелами или «Звездными войнами».

Кладка яиц из фильма Alien
Кладка яиц из фильма Alien
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения