1. Российская Федерация
Если в базе «Кинопоиска» отфильтровать постсоветские фильмы, снятые в России после 1991 года, список выдается причудливый. На первом месте — отчаянная обличительная документалка Навального «Он вам не Димон». Далее идет целый эшелон других документалок, театральных спектаклей и даже видеоконцерт группы «ДДТ».
Настоящим кинофильмом, который выше всех стоит в списке российских картин, оказался «Брат». У него рейтинг 8,2 и почти 600 тысяч проголосовавших. Это убедительные цифры. Точнее, числа.
Фильм про демобилизованного пилигрима и правдоискателя снят Алексеем Балабановым в 1997 году. В кинозалах его почти никто не смотрел (в отличие от сиквела «Брат-2»), это был исключительно домашний видеофеномен. И по нему в самом деле можно изучать российскую жизнь 90-х, если к тебе прилетели гости с Марса или с Брайтон-Бич.
2. Украина
Украинская ССР была плодороднейшей кинематографической житницей СССР. Работы минимум двух киностудий — имени Довженко и Одесской — знакомы абсолютно каждому: «В бой идут одни старики», «Тени забытых предков», «Десять негритят» и даже мини-сериал «Место встречи изменить нельзя».
Потому любопытно узнать, держит ли марку Украина, оставшись наедине со своими актерами, сценаристами и режиссерами.
Самой высоко оцененной среди русскоязычных зрителей украинской кинокартиной оказалась военная драма «Поводырь»: 7,9 баллов на «Кинопоиске» и ровно столько же на imdb.
Фильм снял Олесь Санин, режиссер из западноукраинского города Луцка, автор спорного, но живописного «Мамая». «Поводырь» (2013) снимался почти десять лет и обошелся в два миллиона долларов — приличная сумма для местного кинопрома. Двухчасовое атмосферное повествование о том, как сын американского инженера и его слепой товарищ пытаются выжить в предвоенной Украине тридцатых годов.
Украинские деятели кино пытались отправить «Поводыря» на «Оскар», но в итоге не срослось.
3. Белоруссия
Центром кинематографии в тех краях была плодовитая студия «Беларусьфильм». Она поставляла советским гражданам колоритные фильмы (множество детских в их числе): «Белые росы», «Приключения Буратино», «Город мастеров», «Дикая охота короля Стаха». Нынче экспорт белорусского кино в Россию стремится к нулю, поэтому лидер станет для тебя сюрпризом.
Итак, у белорусов на первом месте в «Кинопоиске» отнюдь не драма, не трагедия и не артхаус какой-то фестивальный. Там простонародная комедия «Притчи-2» (2011) — собрание из трех нравоучительных притч. Все на православную тематику, так что право выбирать — плакать или смеяться — предоставляем тебе.
Оценка — 8,2 балла. Правда, количество голосов едва перевалило за триста. Кино, безусловно, душевное. Но если это лучший образец кинопрома Белоруссии, то становится как-то тревожно за наших братьев.
4. Казахстан
«Казахфильм» был одной из самых активных студий в советские времена, хотя нынче из всех работ студии народ помнит лишь одну — «Иглу» с Виктором Цоем. И тем не менее логичным будет ждать от современного казахского кино каких-то свершений. И что же мы получаем в итоге?
Первое место (8,2 балла) досталось мелодраме «Казахфильма» под названием «Станция любви» 1993 года. Она снята всего через пару лет от того судьбоносного момента, когда Казахстан обрел независимость. Это сентиментальная картина о бывших одноклассниках, разделенных любовным треугольником. Не так давно в Казахстане вышла популярная мелодрама с очень похожим названием — «Станция судьбы». Не перепутай их!
Если «Станция любви» слишком древний и пыльный фильм для тебя, можно заменить его на более популярный приключенческий фильм «Старик» 2012 года.
5. Молдавия
Кишиневская киноартель «Молдова-фильм» все время была на слуху, хотя было бы преувеличением сказать, что она плодила шедевры. В историю советской культуры она вошла с фильмами «Человек идет за солнцем», «Обвиняются в убийстве», «Лаутары» и популярной детской постановкой «Мария, Мирабела».
В настоящее время кинематографа в этой стране практически не существует: нет желающих его финансировать.
Единственная картина, что мы нашли в базе данных «Кинопоиска», — «Прокрустово ложе» (2001). Это историческая мелодрама о предвоенных днях Бухареста, в титрах которой значится Олег Янковский.
6. Грузия
Грузинское кино в СССР обожали. Ну не всё подряд, конечно, но отдельные выдающиеся образцы. Таких было немало: «Отец солдата», «Мимино», «Покаяние», наконец. И еще были забавные и искренние короткометражки о дорожных рабочих, их снимал Резо Габриадзе.
Кино в независимой Грузии не умерло, хотя и не сказать, что ведет бурную жизнь. Наивысший рейтинг (8,2) — у ранней послесоветской картины «Солнце неспящих» (1992) Темура Баблуани. Криминальная драма об гениальном ученом-отце и его сыне, что сбился с праведного пути.
На втором месте нашумевшие в свое время грузино-эстонские «Мандарины» 2013 года.
7. Армения
У армянского кино богатая история, за что отдельное спасибо ереванской студии «Арменфильм». Оттуда к нам пришли «Солдат и слон», «Гикор», «Танго нашего детства» и культовый шизоидный мультфильм «В синем море, в белой пене…».
Искусство там и по сей день не стихло, даже проводится международный фестиваль «Золотой абрикос». Первое место в рейтинге армянских постсоветских картин — у фильма-спектакля «Хатабалада» (1997).
Что же касается «настоящего» кино, то здесь в лидерах «Веселый автобус» (2001) Альберта Мкртчяна. Очень живая драма о ребятишках, потерявших своих родителей в землетрясении 1988 года. На YouTube «Автобус» выложен с английскими субтитрами.
8. Узбекистан
Студия «Узбекфильм» заложена в Ташкенте в 1925 году. Большинство снятых там лент подзабыто нынче, хотя их всегда можно найти и пересмотреть: трагедия «Ташкент — город хлебный», истерн «Седьмая пуля» или популярное узбекско-индийское фэнтези «Приключения Али-Бабы и сорока разбойников».
В девяностые годы тамошняя фабрика грез была практически остановлена. Только в этом веке до нас стали доноситься сведения об успешных узбекских премьерах.
Лидер рейтинга у русскоязычных пользователей — приключенческая комедия «Соблазн», снятая Фаррухом Саиповым в 2011 году. Ее можно посмотреть на чистом русском, при этом местами трудно отделаться от ощущения, будто смотришь индийский фильм.
9. Азербайджан
Любопытно, что рождение кинематографа в Азербайджане более ста лет назад оплачивали нефтяные магнаты. С приходом советской власти сформировалась государственная студия «Азербайджанфильм». В РСФСР здешние картины не пользовались особенным спросом, так как в основном посвящались каким-то местным событиям и героям. И все же можно вспомнить «Последний перевал», «Насими», «Бабек» и детский «Лев ушел из дома».
С кинопроизводством в республике сохранился полный порядок и после отделения от Советского Союза.
Победитель послесоветского зрительского рейтинга — мелодрама «Тахмина» (1993) режиссера Расима Оджагова о коварной злополучной любви. Фильм также известен под названием «Тахмина и Заур». Можно посмотреть на YouTube с английскими субтитрами.
10. Литва
Центром советского кино здесь была Литовская киностудия. Не все с ходу даже вспомнят, какой у нее был логотип и стартовая заставка. И все же она снимала в среднем по два фильма в год. Там родились самая первая экранизация «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери и «Приключения Калле-сыщика» по мотивам Астрид Линдгрен. В список можно добавить ленты «Это сладкое слово — свобода!» и «Богач, бедняк…».
А победитель рейтинга современных литовских картин — о, чудо — прекрасно знакомый многим из нас криминальный фарс «Зеро-2» (2010) Эмилиса Веливиса. Этакий «Дилер» или «Большой куш» на прибалтийский лад со смешными русскими ругательствами.
Это был большой хит на российских торрент-трекерах!
11. Латвия
Рижская киностудия, не была особым рекордсменом по валу продукции и при этом все же всегда была на слуху. С ее стапелей спущены фильмы «Армия Трясогузки», «Долгая дорога в дюнах», «Мираж» и одна из сенсаций перестройки — «Легко ли быть молодым?».
Уход из СССР развязал латышам руки. Давай взглянем, чем они смогли отличиться.
В рейтинге россиян победила кинодрама «Мама, я люблю тебя», поставленная режиссером Янисом Нордсом в 2013 году. Фильм о нашкодившем мальчике, поступки которого вызывают волну очень бурных событий. Фильм получил несколько наград на фестивалях детского и юношеского кино. На YouTube целиком не выложен, извини.
12. Эстония
«Таллинфильм» занимал любопытное место в советском кино. Там даже не стеснялись снимать крепкую научную фантастику — «Отель „У погибшего альпиниста“», «Дознание пилота Пиркса». У остальных коммунистов кинофантастика считалась жанром даже не второго или третьего, а четвертого сорта.
В девяностые для Эстонии наступила черная полоса, так как своими силами крохотная страна не могла финансировать кинопроцесс. Сейчас ситуация заметно пошла на поправку.
Лидер рейтинга кино независимой Эстонии — драматическая лента «Класс» (2007) Ильмара Раага. Фильм о травле и сопротивлении в среде школьников. То есть вечная тема, наши критики сравнивали «Класс» с «Чучелом», и это комплимент. Увидеть эту цепкую картину можно и с русским переводом.
13. Киргизия
Не будем врать, да и незачем: кинематограф Киргизии не оставил в памяти советских граждан хоть какой-то ощутимый след. А он был, как и студия «Киргизфильм». Там по книгам Чингиза Айтматова много снимали: вспоминается «Белый пароход» Болотбека Шамшиева и «Первый учитель» Андрея Михалкова-Кончаловского. В 1983 году более-менее с успехом по СССР прокатился криминальный фильм «Волчья яма».
В девяностые киргизское кино кануло в лету. Утекло изрядно времени, прежде чем местные таланты научились добывать деньги на постановку национальных картин.
Самой нашумевшей и рейтинговой стала историческая драма «Курманжан Датка. Королева гор» 2014 года от режиссера Садыка Шер-Нияза. Это фильм о местной «Екатерине Великой» — женщине, которая стала правительницей в стране с мужским укладом и подняла ее из руин. Дорогой по киргизским меркам эпос.
Доступен с русскими субтитрами.
14. Таджикистан
Таджикская ССР — одна из самых специфических союзных республик. И все таки таджики вписались в советский культурный ландшафт. Любили там снимать кино про басмачей, например «Заложник» или «Телохранитель».
После выхода из СССР местное кино пережило клиническую смерть и с большим трудом восстанавливается.
В интернет-кинобазах не нашлось ни одного современного таджикского фильма. Можно выбирать только среди совместных интернациональных работ. Самая известная из таковых — постановка Бахтиера Худойназарова «Лунный папа» (1999) с Чулпан Хаматовой. Странная комедия о любви, получившая несколько призов и грамот на российских фестивалях.
Не знаем даже, что за национальность у картины, где снялись русские, режиссер — таджик, а само действо более всего напоминает фильмы серба Кустурицы.
15. Туркмения
Продукция «Туркменфильма» то ли плохо изученная, то ли хорошо забытая глава из истории советского кино. Любой гражданин СССР, безусловно, видел не один и не два туркменских фильма, только ему будет тяжело вспомнить, какие именно. А если вспомнит, окажется, что это или узбекский фильм, или казахский. Можно честно помянуть юношеский романтичный кинофильм «Тайна Зеленого острова» или исторически-музыкальный «Состязание». Про басмачей здесь тоже снимали — см. «Решающий шаг».
Что сейчас снимают в Туркменистане, мало кому ведомо. Данный вид искусства в жаркой стране напрочь заморожен.
Из примечательного мы обнаружили лишь картину давнего 1994 года «Каракум», поставленную совместно с немцами. Это чисто развлекательный роад-экшен про геологов, чуть не застрявших в пустыне.