С момента выхода «Крепкого орешка» Джона Мактирнана прошло уже 32 года, но он все так же считается одним из самых крутых когда-либо созданных боевиков (и заодно — рождественских фильмов, хотя сам Брюс Уиллис этот факт и отрицает).
С успехом «Крепкого орешка» можно увязать много факторов: от нетривиального сюжета, в котором ловко увязаны боевик, фильм-катастрофа и триллер об ограблении, до главного героя. Полицейский Джон Макклейн был простым парнем, не похожим на тех героев боевиков, к которым привыкли зрители на тот момент (вроде неубиваемого Сталлоне и горы мышц Шварценеггера).
И хотя «Крепкий орешек» породил целую франшизу, а сейчас поговаривают и о сериале-приквеле, всенародно любимым остается все же фильм 1988 года. В нем полным-полно маленьких, но очень ярких деталей, заметить которые можно, только пересмотрев фильм великое множество раз (что и сделал MAXIM).
Многие из реакций Алана Рикмана были искренними
Роль злодея Ганса Грубера была первой крупной голливудской ролью для британского театрального и телеактера Алана Рикмана, и он поначалу даже думал отказаться, так как не хотел сниматься в боевике. Но в образ вжился идеально. Точнее, ему даже не пришлось этого делать. Режиссер специально заставлял коллег Рикмана по съемочной площадке импровизировать, чтобы добиться от него непосредственной реакции. Самым ярким экспериментом Мактирнана стала финальная сцена, в которой Грубер падает из окна небоскреба в Лос-Анджелесе.
Рикмана предупредили, что его сбросят с шестиметровой высоты на маты на счет «три», но сбросили на «два». Так что неподдельный ужас на его лице искренний.
Где Холли?
Когда Макклейн приезжает в офис жены, он спрашивает у охранника, где ее можно найти. Тот предлагает ему поискать самостоятельно в компьютере. Макклейн обнаруживает, что его жена, которая вернула себе девичью фамилию, находится на 30-м этаже. После этого охранник сообщает ему, что в здании остались только те, кто празднует Новый год на 30-м этаже.
Получается, охранник с самого начала знал, где находится жена Макклейна, а эта сцена нужна была исключительно для того, чтобы показать зрителям, что, мол, у супругов проблемы. (И заодно продемонстрировать впечатляющий для 1988 года компьютер!)
Босоногий Брюс
Преданные фанаты хорошо помнят сцену, в которой Грубер и его головорезы стреляют по внутренним стеклянным перегородкам в офисах, чтобы заставить Джона Мккклейна выйти на открытое пространство, и ему приходится идти босиком по битым стеклам
На съемках Брюс Уиллис носил очень натуралистичные резиновые ступни, сделанные с мельчайшими анатомическими подробностями вроде ногтей на пальцах. И все же верхний край ступней-ботинок можно на миг увидеть в сцене, где Уиллис лежит на полу, — его штанина подтянута высоко над щиколоткой.
Нелогичное поведение Карла
Один из головорезов Грубера Карл имеет к Макклейну личные счеты: тот убил его брата Тони. И Карлу почти удается достать Макклейна, как раз в упомянутой выше сцене с разбитыми стеклами. Несмотря на то что ступни Макклейна изранены осколками, ему удается уйти.
В ярости от того, что убийце брата удалось ускользнуть, Карл начинает крушить стол. Хотя намного более логичным было бы отправиться за Макклейном по его кровавому следу.
Волшебный грузовик
В самом начале мы видим, что команда Грубера выбирается на подземной парковке из грузовика Pacific Courier. При этом вполне можно разглядеть, что внутри он абсолютно пуст. Однако позднее, когда Грубер и его люди планируют пути отхода, из того же самого грузовика выезжает карета скорой помощи, на которой они собираются скрыться.
Чтобы провернуть это, Груберу нужно было быть гениальным фокусником, ведь во время действия фильма грузовик не покидал здание.
Вздрагивающий Рикман
Самая большая сложность, с которой столкнулся Рикман, изображая закоренелого преступника, — у него не было никакого опыта обращения с оружием. Каждый раз, когда по ходу действия Груберу нужно было выстрелить из ружья или пистолета, он непроизвольно зажмуривался и вздрагивал. Режиссеру пришлось решать эту проблему при помощи монтажа, и если знать об этой детали, то это можно легко отследить: каждый раз после выстрела Грубера камера переключается на общий план.
Встреча противников
Сцена встречи Ганса Грубера и Джона Макклейна — одна из самых ярких и драматичных в фильме: Груберу удается обмануть Макклейна, выдав себя за одного из заложников.
Но мало кому известно, что перед началом съемок этой сцены Рикман подвернул ногу, прыгая с метровой высоты, и поэтому практически не мог двигаться. Более того, его нога была в тугой повязке. Поэтому Гансу Груберу пришлось простоять всю сцену на одном месте.
«Накатоми Плаза»
В роли главного места действия — «Накатоми Плаза» — снялся только что построенный офис «XX век Fox Фокс Плаза», который киностудия построила себе, оправившись от многолетних финансовых проблем.
В здании даже снимали некоторые из сцен со взрывами. Например, эпизод, в котором Джон Макклейн бросает взрывчатку C-4 в шахту лифта, убивая двух людей Грубера и взорвав боковую часть здания. Джон Мактирнан установил огромное количество фонарей снаружи «Фокс Плаза», чтобы смоделировать блики взрыва. Пламя, разумеется, было добавлено уже на этапе окончательной отделки.
«Парень по кличке Флинт»
До того как появиться в «Крепком орешке», злодей по имени Ганс Грубер фигурировал в пародии на Джеймса Бонда 1966 года «Парень по кличке Флинт». Там Грубер является эмиссаром злодейской организации «Галактика», которая хочет научиться управлять погодой. В итоге главный герой Дерек Флинт убивает злодея в туалетной кабинке.
Справочник офиса
Возвратимся к первой очной ставке Джона Макклейна и Ганса Грубера: злодею удается выдать себя за одного из служащих «Накатоми Плаза» Билла Клея. Макклейн проверяет имя в офисном справочнике, после чего принимает опрометчивое решение отдать псевдо-Клею пистолет.
Если остановить кадр, то можно увидеть в справочнике еще три фамилии: Деговия, Де Соуза и Дебонт. Это имена сценариста, художника-постановщика и оператора фильма (в указанном порядке): Стивен Э. де Соуза, Джексон Де Говиа и Ян де Бонт.
Кто этот парень?
Когда Джон Макклейн наконец смог убедить сержанта Эла Пауэлла в том, что здание захвачено террористами, полиция Лос-Анджелеса выезжает на место. Одним из первых на сцене появляется сержант, которого играет Энтони Пек.
Он же позже сыграл и во втором «Крепком орешке» — детектива полиции Нью-Йорка Рики Уолша и по совместительству приятеля Джона Макклейна. В одной из сцен Макклейн и Уолш даже шутят над тем, что Уолш всегда использует номер своего полицейского значка для покупки лотерейных билетов. Позже Рики погибает от рук Отто, наемника Саймона Грубера (брата Ганса Грубера).
Макклейн понимает, что Отто преступник и только изображает полицейского, так как он носит значок Рики.
Неизвестно, был ли Уолш тем же персонажем, что и в первом «Крепком орешке», но теоретически это вполне могло быть так, учитывая, что Макклейн был переведен из полиции Нью-Йорка в полицию Лос-Анджелеса в 1990-х.
Джон Макклейн — бармен
Эл Пауэлл сразу верит, что Джон Макклейн — полицейский, однако в этом на протяжении всего фильма очень сомневается Дуэйн Т. Робинсон. Он даже говорит Пауэллу, что Макклейн может оказаться обычным барменом.
Это тонкая отсылка к карьере Брюса Уиллиса. Он бросил школу в 1977 году и перебрался в Нью-Йорк, где до 1980-х, пока не стал актером, работал барменом в баре Kamikaze на Манхэттене.
Сделано это было, чтобы еще раз подчеркнуть: Макклейн совершенно обычный человек, а не супергерой.