Сложные условия
До окончания расследования невозможно назвать причины катастрофы, можно только предполагать.
Как правило, все такие происшествия имеют не одну причину, к ним всегда приводит стечение нескольких маловероятных обстоятельств (если не считать случаев намеренных действий пилотов — к счастью, исключительно редких).
Информационное агентство Исламской Республики IRNA на следующий день сообщило, что причиной стала техническая неисправность.
Трудно сказать, каким образом иранские специалисты сумели сделать такой вывод всего за сутки, при том что посадка была очень жесткой: вертолет развалился на части, судя по видео и фото.
О том, что ситуация развивалась очень быстро, свидетельствует отсутствие сообщений от пилотов: ни иранские, ни турецкие, ни азербайджанские диспетчеры не слышали экипаж. Это не исключает неисправности, иногда события развиваются очень стремительно. Однако часто отказы техники дают о себе знать в течение некоторого времени.
В данном случае ситуацию усугубили погода и горная местность. Пилот, вне зависимости от его звания и опыта, может потерять пространственную ориентировку при полете в горах, а туман, который в таких условиях может появиться очень быстро, дополнительно осложняет ситуацию. Правда, два вертолета, которые перевозили других членов иранской делегации, посетивших это же мероприятие на границе Ирана и Азербайджана, благополучно долетели. Но это, к сожалению, ничего не гарантирует — может быть, они не попали в ту волну тумана, а может, пилот вертолета с президентом совершил ошибку, которую не сделали экипажи двух других машин.
Вертолет
Для перевозки президента и других высокопоставленных лиц у иранских ВВС есть специальное подразделение. Иран — довольно закрытое государство, так что степень достоверности информации о том, что там происходит, не всегда высокая.
Bell 212 разработан в США на основе одного из самых популярных вертолетов в мировой истории — UH-1 «Ирокез» (гражданское название моделей Bell 204 и Bell 205), которых было построено около 16 тысяч. Армейское обозначение UH означает Utility Helicopter, и этот вертолет стал поистине универсальным.
Он был принят на вооружение в 1959 году и активно применялся во Вьетнаме, попав таким образом в кадры кинохроники. UH-1 стал родоначальником обширного семейства моделей вертолетов с разными обозначениями.
Bell 212 отличался от своего старшего брата наличием двух двигателей вместо одного, благодаря чему у него выросла грузоподъемность: он может возить до 15 человек (вместо 11), включая экипаж. Американское военное обозначение — UH-1N. Его эксплуатация началась в 1971 году.
Тогда же его заказал и Иран. До Исламской революции в начале 1979 года туда было поставлено несколько десятков Bell 206, 212 и 214. Иран был одним из крупнейших заказчиков вертолетов именно этой модели, модификацию Bell 214 вообще сделали по иранскому заказу. Часть вертолетов Bell 212 из поставленных в Иран были произведены итальянской Agusta.
Они используются и в ВВС, и в армии, и в ВМС Исламской Республики. Точное их количество на начало 2024 года неизвестно, в разных источниках приводятся оценки от 2 до 10 Bell 212, иногда к ним добавляют и Bell 214, которых предположительно 24 штуки.
На данный момент считается, что в катастрофе погиб вертолет Bell 212 с бортовым номером 6-9221, выпущенный в США в 1979 году.
Возможно, это какая-то другая машина (нанести другой бортовой номер — дело нескольких часов), но вряд ли моложе. Американских вертолетов выпуска после 1979 года в Иране просто нет. Те, что есть, точно старше.
Сорок пять лет — немалый возраст для авиатехники, но сам по себе не является критическим. Особенно для вертолета, которые используется для перевозки важных персон: летает он редко, нагрузки обычно не предельные, а обслуживание на максимально высоком уровне, который только возможен в стране.
Конечно, в условиях санкций Иран испытывал сложности с поставкой запчастей для технического обслуживания и ремонта. В таких случаях неизбежен каннибализм. Хотя звучит это слово не очень приятно, ничего страшного или криминального в этом нет: это всего лишь использование для ремонта одной машины деталей с другой. Как если бы вы выкрутили лампочку в прихожей и вкрутили ее вместо перегоревшей в туалете, например.
Но и этот ресурс не бесконечен. Неизвестно, сколько «Беллов» в Иране оказались в итоге обездвижены, чтобы дать летать другим.
Нет сомнений, что иранцы нашли способы обходить санкции и доставали жизненно важные детали — по крайней мере, для тех самолетов и вертолетов, на которых они возят своих VIP-пассажиров. По слухам, поставка запчастей для авиатехники была в секретной части сделки Ирана и США по освобождению американских заложников в Иране в 1981 году.
Однако нельзя полностью исключать неисправность. Даже новые детали могут выйти из строя, просто вероятность этого существенно меньше, чем для изношенных. Но не нулевая.
На основании сообщения IRNA кто-то уже поспешил обвинить США в ограничении возможностей для поддержания безопасности полетов в Иране. На это американцы ответили, что забота о безопасности — задача каждого государства.
Высокопоставленные пассажиры
Вместе с президентом летели министр иностранных дел Ирана Хоссейн Амир Абдоллахиян, губернатор иранской провинции Восточный Азербайджан (там и произошла катастрофа) Малек Рахмати и глава пятничной молитвы (это важная должность в исламской стране) города Тебриза Мохаммад Али аль-Хашем.
Их сопровождал глава охраны президента бригадный генерал Корпуса стражей Исламской революции Мохаммад Мехди Мусави, а экипаж вертолета, которым, в принципе, может управлять один пилот, состоял из двух пилотов в звании полковников иранских ВВС и бортмеханика в звании майора.
Полеты с высокопоставленными пассажирами — дополнительный фактор риска. Во-первых, пилоты зачастую не рискуют сообщить лицам такого ранга неприятные новости о том, что вылет откладывается из-за погоды или неисправности. Изменение программы визитов часто воспринимается как негатив для имиджа государства.
Во-вторых, даже услышав об этом, пассажиры могут настаивать на выполнении своих приказов. Предполагаемой причиной крушений вертолета с генералом Лебедем и самолета Ту-154 с президентом Польши считается давление на экипаж высокопоставленных лиц. Если пилоты военные, то это осложняет ситуацию: они не имеют права не исполнить приказ человека с более высоким званием.
Напоминаем: это только гипотезы. Окончательные выводы сделает только расследование, располагающее всей доступной информацией. Обычно оно длится много месяцев, а иногда и лет.