15 мая 2023 года президент России Владимир Путин решил вернуть Русской православной церкви икону «Троица» Андрея Рублева. 4 июня ее установили в храме Христа Спасителя. Планируется, что там ее смогут увидеть все желающие до 18 июня. Затем икону отправят на реставрацию и вернут на историческое место — в Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры.
Из-за того что икона является шедевром древнерусской живописи и входит в мировую сокровищницу изобразительного искусства, в обществе развернулась широкая дискуссия: где икона должна находиться — в музейном сообществе или у РПЦ?
Контекст
Чтобы по-настоящему понять всю ценность и значимость иконы, нужно вспомнить, при каких обстоятельствах она появилась.
По оценкам историков, Андрей Рублев написал ее примерно между 1411 и 1427 годами. То время было очень непростым для Древней Руси. Хоть объединенные русские войска и победили в Куликовской битве, но Золотая Орда все еще хозяйничала в московских землях: в 1382 году хан Тохтамыш сжег Москву, а в 1408-м под стенами московского Кремля оказался хан Едигей. За всем этим с запада пристально следило Литовское княжество, выжидая, пока татаро-монголы и внутренние интриги окончательно ослабят Москву.
В то время князь Василий I активно собирал русские земли вокруг Москвы. А чтобы город был первым не только на политической арене, но и на духовной, он активно строил храмы и нанимал художников и иконописцев отовсюду.
О жизни Андрея Рублева мало что известно. По одним данным, он был из семьи иконописцев, по другим — сыном ремесленников, ушедшим в монахи. Вместе с другими художниками Рублев работал в Троице-Сергиевой лавре, где и написал икону.
История иконы
«Троица» была написана по просьбе игумена Троицкого монастыря. По одной из самых распространенных версий, Рублев создал ее во время строительства и росписи иконостаса каменного Троицкого собора в 1420-е годы.
Икона написана яичной темперой на липовой доске, загрунтованной левкасом — смесью мела, рыбьего клея и льняного масла) и покрытой олифой. Главный изъян олифы в том, что материал со временем темнеет, из-за чего художники прописывали новое изображение уже поверх этого слоя.
Икона находилась в Троицком соборе около 500 лет. Но не в открытом виде, потому что бóльшую часть времени ее скрывали оклады, из-под которых виднелись только стопы, кисти рук и лики ангелов.
В 1929 году Народный комиссариат просвещения РСФСР передал «Троицу» в Третьяковскую галерею. Там ей присвоили инвентарный номер и оставили на постоянное хранение. Во время Великой Отечественной войны «Троица» вместе с другими ценностями находилась в эвакуации в Новосибирске.
Не пропустите! Художник превращает героев кино в святые иконы.
В чем значение «Троицы»?
Икона ценна сейчас не только из-за своего возраста, но и потому, что является шедевром высокого искусства. О ней и ее значении до сих пор выходят исследования и монографии ученых, в том числе и зарубежных. Также она считается единственной дошедшей до наших дней иконой, полностью созданной Андреем Рублевым.
В начале XX века икону реставрировали, и под слоем олифы реставраторы увидели множество ярких цветов: голубой, золотой, темно-красный и даже розовый. Именно в этих цветах, по словам исследователей, и заложен глубочайший смысл.
Также икона разрушает «четвертую стену». Человек, стоящий перед иконой, становится ее участником. Андрею Рублеву удалось невозможное: сделать одновременно глубокий, красочный и говорящий с человеком шедевр.
Почему икону опасно перемещать?
В результате даже небольших перемещений риск повреждений иконы увеличивается в разы. Причем под угрозой оказывается не только краска, но и деревянная основа.
В 2008 году патриарх Алексий II попросил передать икону в Лавру на три дня на Троицын день. Но тогда музейное сообщество с помощью открытых писем и обращений к высшему руководству страны этого не допустило.
В открытом письме, подписанном многими академиками РАН, указывались причины, почему даже трогать икону лишний раз опасно. Она всегда должна находиться на одном месте в дорогостоящей витрине-капсуле, внутри которой поддерживается определенный температурно-влажностный режим. Даже если перемещать икону вместе с витриной, можно ее повредить так, что восстановить будет уже невозможно.
Другим аргументом было то, что «Троица» в стенах музея превратилось в один из мощнейших символов русской культуры. В музее она доступна для представителей любых национальностей и конфессий, тем самым выполняя гуманитарную миссию и являясь не только национальным, но и общечеловеческим достоянием.