Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Чем так важна икона «Троица» Андрея Рублева для мирового искусства?

И почему она стала камнем преткновения между РПЦ и музейным обществом?

7 июня 20235

15 мая 2023 года президент России Владимир Путин решил вернуть Русской православной церкви икону «Троица» Андрея Рублева. 4 июня ее установили в храме Христа Спасителя. Планируется, что там ее смогут увидеть все желающие до 18 июня. Затем икону отправят на реставрацию и вернут на историческое место — в Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры.

Из-за того что икона является шедевром древнерусской живописи и входит в мировую сокровищницу изобразительного искусства, в обществе развернулась широкая дискуссия: где икона должна находиться — в музейном сообществе или у РПЦ?

Нашествие Едигея. Миниатюра из Лицевого свода | maximonline.ru
Нашествие Едигея. Миниатюра из Лицевого свода

Контекст

Чтобы по-настоящему понять всю ценность и значимость иконы, нужно вспомнить, при каких обстоятельствах она появилась.

По оценкам историков, Андрей Рублев написал ее примерно между 1411 и 1427 годами. То время было очень непростым для Древней Руси. Хоть объединенные русские войска и победили в Куликовской битве, но Золотая Орда все еще хозяйничала в московских землях: в 1382 году хан Тохтамыш сжег Москву, а в 1408-м под стенами московского Кремля оказался хан Едигей. За всем этим с запада пристально следило Литовское княжество, выжидая, пока татаро-монголы и внутренние интриги окончательно ослабят Москву.

В то время князь Василий I активно собирал русские земли вокруг Москвы. А чтобы город был первым не только на политической арене, но и на духовной, он активно строил храмы и нанимал художников и иконописцев отовсюду.

О жизни Андрея Рублева мало что известно. По одним данным, он был из семьи иконописцев, по другим — сыном ремесленников, ушедшим в монахи. Вместе с другими художниками Рублев работал в Троице-Сергиевой лавре, где и написал икону.

История иконы

«Троица» была написана по просьбе игумена Троицкого монастыря. По одной из самых распространенных версий, Рублев создал ее во время строительства и росписи иконостаса каменного Троицкого собора в 1420-е годы.

Икона написана яичной темперой на липовой доске, загрунтованной левкасом — смесью мела, рыбьего клея и льняного масла) и покрытой олифой. Главный изъян олифы в том, что материал со временем темнеет, из-за чего художники прописывали новое изображение уже поверх этого слоя.

Икона находилась в Троицком соборе около 500 лет. Но не в открытом виде, потому что бóльшую часть времени ее скрывали оклады, из-под которых виднелись только стопы, кисти рук и лики ангелов.

В 1929 году Народный комиссариат просвещения РСФСР передал «Троицу» в Третьяковскую галерею. Там ей присвоили инвентарный номер и оставили на постоянное хранение. Во время Великой Отечественной войны «Троица» вместе с другими ценностями находилась в эвакуации в Новосибирске.

Не пропустите! Художник превращает героев кино в святые иконы.

В чем значение «Троицы»?

Икона ценна сейчас не только из-за своего возраста, но и потому, что является шедевром высокого искусства. О ней и ее значении до сих пор выходят исследования и монографии ученых, в том числе и зарубежных. Также она считается единственной дошедшей до наших дней иконой, полностью созданной Андреем Рублевым.

В начале XX века икону реставрировали, и под слоем олифы реставраторы увидели множество ярких цветов: голубой, золотой, темно-красный и даже розовый. Именно в этих цветах, по словам исследователей, и заложен глубочайший смысл.

Ирина Языкова

Икона через свое художественное совершенство открывает зрителю Эдем. А что такое Рай? Это бытие Святой Троицы, Бога. Куда нас зовет Господь? Не к духовному комфорту, а туда, где будет единство человека и Бога. Просто посмотрите на икону: сидят три ангела. Они занимают три стороны четырехугольного престола, но четвертая сторона свободна… Она как бы привлекает нас. Это и место, оставленное для Авраама, которого посетила тогда Святая Троица, и место, оставленное для каждого из нас.

Также икона разрушает «четвертую стену». Человек, стоящий перед иконой, становится ее участником. Андрею Рублеву удалось невозможное: сделать одновременно глубокий, красочный и говорящий с человеком шедевр.

Павел Александрович Флоренский, 1882–1937

Если есть «Троица» Рублева — значит есть Бог.

Почему икону опасно перемещать?

В результате даже небольших перемещений риск повреждений иконы увеличивается в разы. Причем под угрозой оказывается не только краска, но и деревянная основа.

В 2008 году патриарх Алексий II попросил передать икону в Лавру на три дня на Троицын день. Но тогда музейное сообщество с помощью открытых писем и обращений к высшему руководству страны этого не допустило.

В открытом письме, подписанном многими академиками РАН, указывались причины, почему даже трогать икону лишний раз опасно. Она всегда должна находиться на одном месте в дорогостоящей витрине-капсуле, внутри которой поддерживается определенный температурно-влажностный режим. Даже если перемещать икону вместе с витриной, можно ее повредить так, что восстановить будет уже невозможно.

Другим аргументом было то, что «Троица» в стенах музея превратилось в один из мощнейших символов русской культуры. В музее она доступна для представителей любых национальностей и конфессий, тем самым выполняя гуманитарную миссию и являясь не только национальным, но и общечеловеческим достоянием.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения