Увы и ах, такое время от времени случается. Ты угодил в ДТП. Но аварий бояться — из дома не выходить. Надеемся, с тобой все хорошо. Ты цел и по большей части невредим, равно как и другой участник происшествия. Самое время выдохнуть, крепко выругаться и не наломать дров.
Правило 1. Держи себя в руках
Понимаем, сделать это гораздо тяжелее, чем советовать, тем более если «этот урод» так нагло тебя подрезал, а ты в это время спокойно ехал в крайнем ряду и даже почти не отвлекался на смартфон.
И все равно соберись! Отбрось желание выскочить из машины и на словах, а уж тем более на кулаках объяснить другому участнику ДТП его абсолютную неправоту. История знает немало случаев, когда невинное чоканье двух бамперов превращалось затем в уголовное дело. И все из-за неадекватно агрессивного поведения участников.
Правило 2. Обозначь место аварии
Это нужно сделать сразу же, еще до звонка в ГИБДД и страховую! Конечно, в первые секунды после аварии мозг работает совершенно в другом направлении. Но, поверь, если тебе кажется, что установку аварийного знака можно отложить на потом, ты глубоко заблуждаешься.
Особенно если все стряслось в левом ряду скоростного шоссе или сразу после крутого поворота. В противном случае инцидент с участием двух автомобилей может легко превратиться в месилово из трех, четырех, пяти… В общем, ты понял, из какого числа тачек.
Да, и не забудь: согласно правилам дорожного движения, знак аварийной остановки (поищи красный треугольник в багажнике) должен быть установлен не менее чем в 15 метрах от места ДТП в городе и не менее 30 метров за его пределами. Если что, знак вполне могут заменить огнетушитель или даже парочка поставленных друг на друга кирпичей.
Правило 3. Звони на номер 112!
Хочешь — набирай в ГИБДД (номер 112 — универсальный, для вызова всех экстренных служб), хочешь — сначала в страховую. Все равно там напомнят о необходимости заявить о случившемся в органы. Не звонить можно лишь в том случае, если вы с другим участником аварии не считаете себя рабами собственных автомобилей и готовы не обращать внимания на мелкие повреждения. В такой ситуации можно также составить так называемый европротокол — специальную форму для легких ДТП без пострадавших, с незначительными механическими повреждениями автомобилей.
Звонить в ГИБДД нужно даже в том случае, если второй участник уехал с места ДТП. И даже если второго участника нет совсем. Ты же мог врезаться в перебегавшее дорогу дерево или дорожный знак, который дерзко обошел тебя по встречке и ударил по тормозам прямо перед твоим капотом.
Да-да, столкновения с объектами инфраструктуры, — это тоже ДТП, они должны быть оформлены соответствующим образом. Иначе на выплаты страховой можешь не рассчитывать.
Правило 4. Наберись терпения
Процесс ожидания инспектора может быть долгим. Иногда очень долгим. Случалось, что на месте аварии участникам ДТП приходилось оставаться до 10 часов и более… Тут главное — дождаться.
Случались эпизоды, когда водители, отошедшие от места аварии на пару минут (хотя бы и по малой нужде), вернувшись, обнаруживали, что приехавший экипаж ГИБДД уже составляет протокол об оставлении места ДТП. Доказать, что ты не верблюд, в такой ситуации может быть очень непросто.
Правило 5. Найди свидетелей
Твои собственные показания для инспекторов звучат как пустой звук. Не потому, что они не доверяют именно тебе, а потому, что участники ДТП врут как дышат. Во всяком случае те, что чувствуют за собой вину. Доктор Хаус был прав.
Не сильно большой вес для инспектора имеют и слова сидящих в твоей машине друзей и родственников. Поэтому лучше всего найти незаинтересованных свидетелей.
Это могут быть другие участники движения или прохожие, видевшие момент аварии. Им, кстати, необязательно ждать приезда ГИБДД — достаточно и того, что они сообщат тебе паспортные данные и номер телефона, которые ты укажешь в объяснительной сотруднику ДПС.
Другое дело, что на подобное благородство идут немногие, но попытаться все же стоит. Ну и помни: камеры — твои друзья. Как видеорегистраторы, так и стационарные. Записи с камер городского наблюдения хранятся минимум месяц — ничего не стоит позвонить и оставить просьбу сохранить для тебя нужный фрагмент.
Правило 6. Всегда держи себя в руках!
Да, мы возвращаемся к первому пункту. Просто он действительно самый важный. Не поддавайся эмоциям и помни, что в большинстве случаев авария — это всего лишь столкновение двух железяк. Даже если эти железяки любимые и дорогие, не стоит терять головы.
Фото: Getty Images, Shutterstock