Как нет в истории автомобильного дизайна персонажа более одиозного, чем Луиджи Колани, так невозможно представить более фантастическую и оторванную от реальности версию «Нивы», нежели «Лада-Горби». Разумеется, этот дизайнер и этот автомобиль тесно связаны друг с другом.
Несмотря на итальянское имя, Луиджи Колани родился в Германии в 1928 году. Его отец — гражданин Швейцарии с курдскими корнями, мать — из Польши. Вообще-то в свидетельстве о рождении Колани было записано совсем другое имя — Лутц. Позже он сам изменит запись в паспорте: дизайнеру в послевоенной Европе модно было считаться итальянцем.
Колани не ограничивал свои дизайнерские экзерсисы одними автомобилями. Он был абсолютно всеяден в творческом плане: лодки, шариковые ручки, фотоаппараты, кухонные гарнитуры и даже военная форма. Луиджи смело брался за все проекты, на которых можно было заработать. И не важно, деньги или репутацию — за одним все равно обычно следовало второе.
Именно жаждой хайпа можно объяснить и проект «Лада-Горби», появившийся в 1987-м. Вторая половина 80-х — это время, когда весь мир пристально следил за Советским Союзом и его последним руководителем — Михаилом Сергеевичем Горбачевым. И Колани не потребовалось много времени, чтобы сложить два и два…
Он взял за основу шасси самого успешного советского внедорожника — Lada Niva, создав из него фантастический аппарат — наполовину багги, наполовину спорткар, способный штурмовать песчаные дюны, не снижая скорости.
Название модели не только отсылка к прозвищу советского лидера (Горбачева в западной прессе в то время часто называли «Горби»), но и частичное описание конструкции. Футуристическая кабина, напоминающая кокпит самолета, действительно придает вездеходу сходству с горбуном.
На снимках хорошо видно, что элементы подвески действительно позаимствованы у серийной «Нивы», но салон с двумя полулежачими местами создан с нуля. Кроме того, для лучшей развесовки двигатель смещен в базу. Да и сам мотор на «Горби» другой. Вместо дохленькой 1,6-литровой вазовской «четверки» здесь стоит почти втрое более мощный 200-сильный агрегат. Плюс серьезные внедорожные шины, а также полноуправлямое шасси (поворачиваются не только передние, но и задние колеса) в довесок к полному приводу.
В 1987-м «Лада-Горби» вызвала живейший интерес как в СССР, так и во всем остальном мире. Не было ни одного серьезного автомобильного журнала, в котором не появилось бы фото безумной «Нивы». Никто даже не заикался о возможности серийного производства (слишком уж необычен был концепт), но Колани совсем не переживал на этот счет. Его цветущей дизайнерской империи хватило и очередной порции шума.
Самое удивительное, что и сегодня, спустя тридцать с лишним лет после дебюта, «Горби» по-прежнему выглядит свежо, интригующе и футуристично. Почти так же, как и на закате дней Советского Союза. Хороший дизайн действительно не стареет.