Ты вот не знал, а сегодня автомобилям «Москвич» исполняется 90 лет. Вернее, исполнилось бы. Советская марка была основана в ноябре 1930-го, но, чуть-чуть не дотянув до собственного 80-летнего юбилея, полностью ликвидирована в 2010 году. Хороший повод помянуть «Москвич» добрым словом. Это ведь далеко не худшее, что родилось при СССР.
Один из первых «Москвичей» не понравился Сталину
Как и многие советские предприятия, будущий завод «Москвич» начинал с… плагиата. С 1930-го по 1939-й на московском заводе собирали лицензионные «Форды». Но вот первая «самостоятельная» модель Московского завода — микролитражка КИМ-10 — была более-менее нагло слизана с британского Ford Prefect. Правда, в серию она все равно не пошла.
Говорят, что на смотринах у самого Сталина, Иосиф Виссарионович прищемил усы дверью остался недоволен двухдверным форматом КИМа. Не знаем, расстреляли ли кого-то в итоге (дело было в 1939-м, вполне даже могли), но на конвейер «десятка» не пошла.
«Москвич-400» — это трофей из Берлина
Ну а если уж говорить о плагиате… Первой послевоенной продукцией московского автозавода стал «Москвич-400». Его конструкция — точная копия немецкого Opel Kadett K38. Но здесь есть одно извиняющее обстоятельство. «Кадетт» не украли, а забрали в качестве трофея военного времени. Это, согласись, совсем другое дело.
Четыре имени одного предприятия
Кстати, у завода «Москвич» несколько имен. В разные годы своей насыщенной истории он был известен как завод КИМ (Коммунистический интернационал молодежи), МЗА/МЗМА (Московский завод малолитражных автомобилей), АЗЛК (Автомобильный завод имени Ленинского комсомола) и, наконец, просто ОАО «Москвич».
Он был среди лучших в классе
Репутация бренда, выпускавшего отсталые легковушки (пятно позора чуть ли не каждого советского предприятия), к «Москвичу» прилипла напрасно. В 1960-х на московском заводе создавали очень даже достойные автомобили. Даже по высоким евростандартам. Скажем, семейство 408/412 в расцвете сил на равных соперничало с «Опелями», «Фиатами» и «Рено» того времени. В лучшие годы свыше 60% продукции АЗЛК шло на экспорт. Так-то!
У него был классный дизайн
Автомобильного дизайна как профессии в СССР, может, и не существовало, но потрясающе красивые автомобили все же случались. Опытный «Москвич-408-Турист» — одна из самых изящных и стильных легковушек за всю историю советского автопрома. Жаль, что этот миловидный родстер не пошел в серию.
Однажды команда «Москвичей» обошла Porsche на международном ралли
Скоростью и мощью не отличались даже лучшие из серийных «Москвичей», зато выносливостью и надежностью они порой удивляли даже грандов. Именно выносливостью на безжалостной трассе ралли-марафона «Лондон — Мехико — 1970», можно объяснить третье место команды «Автоэкспорт» на «Москвиче-412». Наши оставили позади Mercedes-Benz и Porsche!
«Товарищ Катанян? Здрасьте…»
Постельные сцены в советских фильмах редки еще и потому, что заниматься любовью в тесных салонах наших малолитражек было тем еще удовольствием. Тем не менее одному из «Москвичей» повезло. Речь о первой переднеприводной модели завода — АЗЛК-2141 «Алеко». Она засветилась в мелодраме «Забытая мелодия для флейты», став местом, встречи звезд советского экрана Леонида Филатова и Татьяны Догилевой. Не каждой тачке так везет.