Все мы знаем Генри Форда как крутого бизнесмена, который основал фирму «Форд». Она, к слову, в прошлом году ушла с рынка легковых автомобилей России. Окей, об этом, допустим, можно и не вспоминать. Но держим пари, ты и не догадываешься, как сильно этот мощный старик изменил твою и нашу жизни. Причем, заметь, в лучшую сторону!
Он сделал автомобили доступными
Это самое главное, конечно. Американцы, считающие себя главной причиной победы союзников во Второй мировой войне, также запросто называют Генри Форда отцом автомобиля. И, кстати, в этом утверждении гораздо больше смысла и логики, нежели в первом случае.
Да, конечно, автомобиль как таковой придумал немец Карл Бенц. Но именно Генри Форд превратил машины из игрушки для миллионеров в средство передвижения для всех и каждого.
Многие приписывают Генри изобретение конвейера, но правильнее будет назвать его автором автомобильного конвейера. Кстати, идею эту Форд позаимствовал… на автоматизированных скотобойнях в Чикаго. Зловещее зрелище подвешенных на цепях туш, которые двигались от поста к посту, где мясники отрубали от них куски, натолкнуло Генри на мысль использовать тот же принцип (только в обратной последовательности — не отрубая, а добавляя) для сборки автомобилей.
Форд научил мир, что скидки выгодны всем
«Каждый раз, когда я понижаю цену на свои автомобили на один доллар, я получаю тысячу новых покупателей!» — любил повторять Форд. Он первым понял: важнее, чем норма прибыли с каждого проданного экземпляра, — количество проданных экземпляров.
В 1914-м Форд пообещал скидку в 50 баксов каждому покупателю модели Ford T. Очень серьезные деньги, учитывая, что в тот год базовый прайс «тэшки» стартовал с отметки в 500 долларов. Вот только деньги покупателям возвращали при условии, что до конца года компания продаст более 300 тысяч машин. По факту были реализованы рекордные 308 213 автомобилей. Генри получил максимальную прибыль, покупатели — обещанные скидки. Все довольны, все смеются.
Форд популяризовал 40-часовую рабочую неделю
Сегодня ты жалуешься, что вкалывать по восемь часов в день пять дней в неделю — жесткач. Но в начале XX века многие работяги впахивали по 12 часов в сутки, имея лишь один выходной в неделю. И не жужжали, кстати.
Именно Форд ввел на своих заводах 40-часовой недельный рабочий цикл (то есть 8 часов / 5 дней), убедительно доказав, что главное — не количество времени, которое сотрудник проводит на рабочем месте, а качество его труда.
Спасибо, Генри, от всех нас!
Форд первым сделал зарплаты рабочих реально высокими
По сути, этот пункт продолжение предыдущего. Чтобы максимально повысить эффективность на рабочих местах и сделать работу на заводах Ford престижной, Генри еще в январе 1914-го (тогда в Штатах, кстати, буйствовал экономический кризис) повысил минимальную ставку на своих предприятиях до 5 долларов в день. В переводе на современные деньги это больше сотни баксов!
Тем самым Генри решил проблему текучки кадров, смог набирать на работу лучших сотрудников, а главное, сделал их настолько состоятельными, что они уже могли позволить себе купить собственный автомобиль. Какой марки? «Форд», разумеется!
Форд придумал устанавливать руль с левой стороны
Ты вот сейчас не поверишь, но в начале XX века руль на большинстве автомобилей располагался справа. Даже в странах с левосторонним движением. Просто тогда считалось, что водителю гораздо важнее видеть границы обочины, чтобы не улететь в кювет.
Но Генри на своей первой по-настоящему массовой модели Т перенес руль налево, мудро полагая, что скоро на дорогах станет очень много машин и водителям будет гораздо важнее разминуться со встречным транспортом.
Черт побери, и он снова оказался прав!